03.10.2011 00:20
Общество

Радио "Культура" уходит из общедоступного эфира

Единственный культурно-информационный радиоканал уходит в зону неслышимости
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №220 (5596)
Читать на сайте RG.RU

Итак, прощаемся и с радио "Культура": с 3 октября его вещание переносится в диапазон УКВ, который давно стал подобием братской могилы - современные приемники его не слышат.

"Культура" в общедоступном эфире просуществовала 7 лет. "Российская газета" в 2004 году активно поддерживала ее создание и следила за рождением "радио, какие есть в любой развитой стране и без которых думающий человек - как без воздуха".

При поддержке печати комиссия по распределению радиочастот тогда предпочла проект "Культуры" пяти ее коммерческим конкурентам. В апреле 2004-го гендиректор ГТРК "Культура" Александр Пономарев в интервью "РГ" выразил уверенность, что радио "Культура", как вещатель первой необходимости, станет всероссийским: радиоэфир обладает высококачественным стереозвуком и сможет донести шедевры музыкально-театрального творчества до всех уголков страны. Радио должно не только отражать культурные процессы в России, но и влиять на них, был убежден наш собеседник, обещая в эфире не только художественное вещание, но и дискуссии, радиоклубы. Речь шла о возрождении радиотеатра, о воссоздании утраченных радиопрофессий.

Через несколько дней, празднуя рождение нового радио, "РГ" напоминала: "Было время, когда спектакли Большого и МХАТа, поэзия Блока, музыка Чайковского были основным "форматом" наших радиостанций. Их давали вперемежку с пропагандистскими передачами, но давали щедро и квалифицированно: в стране были великолепные мастера радиорежиссуры, был радиотеатр, были навыки передавать и слушать хорошую музыку. Но в 90-х классика из эфира исчезла - нуворишам она казалась коммерчески невыгодной. Приказал долго жить радиотеатр. Десятки похожих друг на друга коммерческих станций гонят попсу, порой качественную, но чаще позорно бездарную".

"Культурная информация для очень многих людей не менее актуальна и захватывающа, чем информация политическая, социально-экономическая или спортивная, - говорил "РГ" тогдашний главный редактор "Культуры" Анатолий Голубовский. - Более того, как социолог, я знаю, что культура составляет главный интерес для потенциального зрителя или слушателя, даже если он не отдает себе в этом отчет".

Планы стали претворяться в жизнь. Шли радиоспектакли, популярностью пользовались музыкальные программы Артема Варгафтика, литературные передачи Тимура Кибирова и Анатолия Макарова, поэтические вечера Аллы Демидовой, по инициативе радио "Культура" записала радиоверсию своей книги "Мое взрослое детство" Людмила Гурченко. Но частота в дефицитном FM-диапазоне была слишком лакомым куском, чтобы на нее не стали покушаться. Само существование такого радио кому-то сильно досаждало - культура в глазах многих стала предметом непозволительной роскоши.

И бурное развитие сети передатчиков "Культуры" остановилось, потом радиостанция стала терять вещание в городах страны, в 2008-м на ее частоту в Петербурге без предупреждения врезалось какое-то информационное радио, а в конце сентября 2011-го стало известно, что радио "Культура" переводится на УКВ. На телефонный запрос в ВГТРК нам сказали, что это "внутреннее решение" компании и что комментариев к нему не будет.

Таким образом, долговременная осада "Культуры" завершилась ее фактическим разгромом. Наш вопрос к руководству ВГТРК связан даже не столько с этой конкретной радиостанцией, сколько с униженным положением культуры во всей государственной вещательной структуре: почему именно культура все время в зоне атак и не повторит ли, по логике тенденции, судьбу радиоканала канал телевизионный.

А главный вопрос: почему судьбу культуры в стране у нас все чаще решают люди, судя по их деяниям, культуре не только чуждые, но и ей враждебные?

СМИ и соцсети