В крупнейшем европейском порту - Роттердаме - может появиться площадка для торговли российской нефтью. Проект обсуждается в рамках строительства в голландском порту нефтеналивного терминала.
Эта идея, как стало известно "РГ", возможно, будет обсуждаться в октябре, во время визита главы голландского правительства в Россию, где главными темами будут энергодиалог и судостроение. Предварительно проект уже обсуждали на голландско-российском транспортном конгрессе, прошедшем в Голландии.
Строительство терминала особенно важно для России в свете возрождения Северного морского пути. По нему российский экспорт идет в Европу через Мурманск в Гамбург и Роттердам. Победитель конкурса на строительство терминала может быть определен до конца года, рассказал "РГ" представитель администрации порта Луиза Моннинкхоф. Не исключено, что в нем будут участвовать и российские компании. Стройку предполагается завершить к 2016 году. Площадь терминала займет 60 га.
Для Голландии проект важен в плане энергетической стабильности, объясняют местные эксперты. Сейчас страна получает из России примерно 40 процентов всей нефти. В свою очередь, Нидерланды обладают хорошим потенциалом для создания такой площадки и новой ниши на рынке торговли нефтепродуктами в силу своего географического положения, замечает российский эксперт Александр Винокуров.
У стран уже есть опыт сотрудничества в сфере поставок сжиженного газа. В сентябре в Роттердамском порту был открыт специальный терминал для приема танкеров со сжиженным российским газом, который затем преобразуется в обычный газ и подается по трубе. А в перспективе "Газпром" интересует доступ к расположенным в Европе хранилищам и система газопровода в Голландии. Кроме того, голландские технологии при строительстве терминалов по сжижению газа могут быть задействованы на Штокмановском месторождении и на Ямале. Сотрудничество возможно и в судостроении, где также пригодится голландский опыт, считает замглавы минтранса Виктор Олерский. Реальные проекты в этом направлении уже есть, утверждает замминистра.
Что же касается собственно российских планов, то в ноябре планируется запустить вторую очередь Балтийской трубопроводной системы, которая ежегодно будет пропускать через себя 30 миллионов тонн нефти.
Будет развиваться и портовая инфраструктура для перевалки сжиженного газа, рассказывают представители "Росморпорта". Такие планы могут быть реализованы в порту Сабетта на Ямале. Портовая часть будет развиваться на западном берегу Мурманска. На восточном направлении перспективы связаны с сахалинским портом Ванино и портом Восточный, на юге - с Таманью, на западе - с портом Большого Петербурга, Приморска и Высоцка.
А сейчас в России уже начинают готовиться к суровой зимней навигации, рассказал замглавы минтранса Виктор Олерский. Согласно прогнозам, предстоящая зима в Финском заливе снова ожидается суровой. В прошлом году дальность ледовых проводок превышала в отдельные дни 200 миль. Зимой 2011-2012 годов, и с учетом значительного роста грузооборота портов Финского залива, минтранс намерен усилить ледокольную группировку. В частности, как пояснил Олерский, обсуждается возможность привлечения двух атомных ледоколов. В свою очередь, гендиректор ФГУП "Росморпорт" Андрей Лаврищев добавил, что в настоящее время в Большой порт Санкт-Петербург переведен дизель-электрический ледокол "Капитан Николаев", а также ожидается приход ледокола "Капитан Драницын". В результате, предстоящей зимой в Финском заливе будут обеспечивать движение судов 15 дизель электрических ледоколов "Росморпорта".
При этом минтранс намерен изменить формат оформления заявок на вхождение судов в караван. Все будет переведено в электронный вид, чтобы исключить коррупционные моменты, отметил Олерский. Планируется изменить и формат информирования компаний о месте ледоколов, что должно повысить эффективность зимней лоцманской проводки и избежать ситуации, которая случилась в начале этого года, когда из ледовых тисков не могли выбраться более двадцати судов.