Сирийская оппозиция медленно, но верно, продолжает копирование ливийского сценария свержения действующей власти. Причем на этот раз иностранные советники даже не стараются спрятаться за кулисами. Они действуют открыто, агресивно, но вряд ли дальновидно.
В Стамбуле завершилась двухдневная встреча представителей сирийской оппозиции. На ней был сформирован Национальный совет, ставящий перед собой цель отстранения президента Сирии Башара Асада от власти. К Национальному совету согласились присоединиться все ведущие антиправительственные силы страны, в том числе "Братья-мусульмане". Лидеры оппозиции призвали международное сообщество признать Национальный совет единственным легитимным представителем сирийского народа. При этом они особо подчеркнули, что отныне любые консультации о военном вмешательства в сирийские дела извне необходимо вести исключительно с ними.
В данной ситуации интересно даже не то, что фактически копируется поэтапное создание органов управления ливийской оппозицией, которой в итоге все же удалось справиться с некогда всемогущим Муамаром Каддафи. Куда красноречивее место проведения совета оппозиционных официальному Дамаску сирийских партий. Трудно не обратить внимание и на то, что турецкие власти открыто встали на сторону политических сил, требующих свержения президента в соседнем некогда дружественном Анкаре государстве.
Только совсем неинтересующийся международными отношениями не обратил внимание на то, как в последние месяцы Турция резко активизировала свою внешнюю региональную политику. Несколькими точечными акциями турецкие власти серьезно усилили свое влияние на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Правда, этим был достигнут лишь сиюминутный успех. А вот более отдаленные перспективы выглядят для Анкары куда менее радужными.
В первую очередь потому, что Турция, очевидно, выбрала американскую (иными словами агресивно-силовую) модель расширения своего присутствия в регионе. А какие огромные проблемы в мусульманском мире подобным поведением создал в итоге сам себе Вашингтон, всем хорошо известно.
Некогда Турция придерживалась так называемой стратегии "нулевых проблем с соседями". И это дало необходимые плоды. Анкара смогла сконцентрироваться на решении внутренних вызовов, практически не отвлекаясь на внешние угрозы. Затем, "подкачав собственные мускулы", турецкие власти, очевидно, пришли к выводу, что настало время в полную силу заявить о своих амбициях регионального лидера.
Эти амбиции у Анкары были и раньше. Но тогда путь к турецкому лидерству преграждали и Иран, и Израиль, и Египет. "Арабская весна" внесла свои серьезные коррективы в существовавший годами баланс ближневосточных сил. Ослабли все. Кроме Турции. Чем турецкий премьер Реджеп Эрдоган не примянул воспользоваться.
Сначала он показал всему арабскому миру, что может быть максимально жестким с Израилем. Скандал вокруг "флотилии Свободы" был показательно максимально громким и бескомпромиссным. Затем Эрдоган триумфально проехался по странам Северной Африки, где его встречали почти как мессию. Теперь, видимо, дошла очередь до куда более крепкого орешка - Сирии. То есть от стратегии "нулевых проблем с соседями" не осталось и следа.
Между тем
Сирийские власти проводят спецоперацию против мятежников в окрестностях Дамаска и городе Дейр-эз-Зор на Евфрате. Поступают сообщения о вооруженных столкновениях в Абу- Кемале, на границе с Ираком, и в Кфар-Набуде под Хамой. Армейские подкрепления перебрасываются на северо-запад Сирии, в пограничный с Турцией район Джебель-эз-Завия - основной очаг восстания против правящего режима.