Протоиерей Всеволод Чаплин предложил проверить, не содержат ли пропаганду педофилии "Лолита" Владимира Набокова и "Сто лет одиночества" Габриэля Гарсиа Маркеса. Литературный критик "РГ" Павел Басинский назвал эту идею председателя Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, мягко говоря, непонятной ("Осторожно, литература!" - "РГ" N 217 от 29.09.2011 г.). Мы предложили читателям вступить в дискуссию на сайте нашей газеты. Вот некоторые мнения:
Разделяете ли вы точку зрения В. Чаплина на романы "Лолита" и "Сто лет одиночества"?
Наташа (35 лет, Москва):
"Не разделяю. Практически в любом литературном произведении можно найти "вредные" с ортодоксальной точки зрения идеи. Но на то и писатели, чтобы бить по болевым точкам без лицемерия. Иисус Христос, кстати, недолюбливал фарисеев именно за лицемерие. А в Ветхом Завете весьма откровенно описаны мучительные противоречия человеческой натуры".
Станислав (35 лет, журналист, Северодвинск):
"Во-первых, никогда не надо вырывать слова из контекста. Во-вторых, уважаемому Павлу Валерьевичу (Басинскому. - Ред.), тонкому ценителю и знатоку литературы, не может не быть ясна огромная разница между сочувствием Набокова и состраданием, сочетающимся с осуждением, у Достоевского (последнего Набоков недаром категорически не выносил). И тем более, критик и филолог не может смешивать сочувствие и художественную яркость описаний... В-третьих, Карамзин тут совсем ни при чем: как говорил одиозный, но остроумный Александр Невзоров, сильные впечатления могут быть и от просмотра "Жизели". Самоубийства здесь - пример того, что "нам не дано предугадать, как слово наше отзовется". Однако это четверостишие еще заканчивается: "...И нам сочувствие дается, как нам дается благодать". Так вот, "сочувствия" разных писателей отличаются принципиально... Еще вопрос в том, что возрастные грифы должны быть вполне определенными и должен быть определенный контроль родителей и педагогов. И, конечно, священникам никто не должен запрещать выступать даже с подобными неоднозначными инициативами.
Какие еще произведения мировой литературы могли бы попасть в "черный список"?
Павел (27 лет, Волгоград):
"Ну, к примеру, "Красную Шапочку" в авторской редакции... Если довести идею до абсурда - любые. Начиная с "Ромео и Джульетты" (Джульетте, если мне не изменяет память, было 13) и заканчивая "Грозой" Островского (пропаганда суицида). Мне кажется, что светское общество и Церковь должны больше искать точек соприкосновения, чем противоречий и конфликтов. Заявления вроде того, что сделал Чаплин, не прибавляют РПЦ популярности, это точно".
Наташа (35 лет, Москва):
"Вий" Гоголя и "Мастер и Маргарита" Булгакова - за черную магию. Все трагедии Шекспира - за пропаганду насилия и суицида. "Бесы" Достоевского, "Воскресение" Льва Толстого, стихи и прозу Марины Цветаевой - за культ смерти. "Собор Парижской Богоматери" Гюго - за антиклерикальную пропаганду".
Сергей (46 лет, г. Белово, Кемеровская область):
"Об обращении небесных сфер", - эта книга Николая Коперника содержит гелиоцентрическую концепцию мироздания, которая идет вразрез с христианским вероучением (ересь)".
Большинство наших читателей - 71 процент проголосовавших - не согласны с мнением Всеволода Чаплина. 23 процента, напротив, поддерживают его суждение о романах "Лолита" и "Сто лет одиночества".
Дискуссия на сайте www.rg.ru продолжается.