Пожалуй, ни один регион так не "страдает" от внимания международного сообщества, как Палестинская автономия.
Число высокопоставленных визитеров, побывавших в этой части земного шара, настолько велико, что среди первых лиц мировой политики уже выглядит неприличным не поучаствовать в процессе ближневосточного урегулирования.
Создание палестинского государства - это длительный, хорошо просчитанный всеми инвесторами бизнес-процесс, рассчитанный, возможно, не на одно десятилетие. Автономия, пожалуй, единственное региональное образование, которому не надо беспокоиться о своем финансовом будущем даже в условиях экономического кризиса. Всегда найдутся страны, готовые пожертвовать деньги на создание независимой Палестины.
На прошлой неделе конгресс США заморозил перечисление 200 миллионов долларов помощи палестинской администрации. Это произошло после того, как глава автономии Махмуд Аббас, вопреки мнению Вашингтона, все же подал заявку о признании своего государства в ООН. Впрочем, нет сомнений в том, что американские законодатели сменят гнев на милость. Свои деньги автономия в итоге получит - лишать Палестину дотаций рискованно: так можно "вылететь" из числа ведущих спонсоров урегулирования. Со всеми вытекающими из такого унизительного решения последствиями.
Но деньги в регион поступают не только из Вашингтона. В воскресенье в Тегеране завершилась международная конференция в поддержку Палестины. Кроме политических деклараций на встрече, в которой участвовали представители палестинского движения ХАМАС, обсуждалось финансирование неподконтрольного Махмуду Аббасу сектора Газа.
Чем запутанней становится ситуация вокруг палестино-израильского урегулирования и чем больше стран прямо или косвенно вовлекаются в этот процесс, тем становится выгоднее инвестировать в миротворчество. Это хорошо понимают в автономии, предоставив самым крупным и долгосрочным инвесторам наибольшие преференции в своем "супермаркете" под маркой Палестина. Это и лучшие места для проведения рекламных компаний, и лучшие "полки" для выкладки своих товаров - внешнеполитических инициатив. Процесс создания палестинского государства, вокруг которого сегодня все стороны ломают столько копий, дает возможность многим государствам укрепить влияние. И не только на Ближнем Востоке. России повезло - она сделала долгосрочные инвестиции в палестинский проект еще в 1974 году, когда в Москве открылось представительство Палестины. С тех пор мы по инерции пожинаем дивиденды в качестве полноправного члена "Квартета" международных посредников, куда кроме России входят США, Евросоюз и ООН. А вот другим спонсорам, желающим попасть в "супермаркет" и показать товар лицом, как и положено в большом бизнесе, приходится платить за участие в имиджевом проекте.
Очередной американский эмиссар - министр обороны США Леон Панетта в понедельник перед вылетом в Израиль и Палестину сделал несколько громких заявлений. В частности, он посетовал на то, что события "арабской весны", которые привели к смене режимов в арабских странах, стали причиной возросшей изоляции Израиля. Панетта посоветовал Тель-Авиву не компенсировать военным превосходством свою слабость в дипломатическом отношении. Однако не объяснил, почему так называемые демократические революции, совершенные при моральной поддержке со стороны Соединенных Штатов, только ухудшили отношения Израиля с его ближайшими соседями.
Визит Панетты в регион начался после того, как израильские власти официально поддержали призыв "Квартета" к прямым переговорам с палестинцами без предварительных условий. Реакция руководства автономии на этот шаг Тель-Авива не известна. Впрочем, усадить противостоящие друг другу десятилетиями стороны за стол переговоров куда проще, чем найти развязки конфликта.
Палестино-израильский диалог может тянуться десятилетиями. Без малейшего шанса найти приемлемые решения ни по вопросу беженцев, ни по статусу Иерусалима, ни по будущему израильских поселений. Международные инвесторы могут не беспокоиться - до создания независимого палестинского государства еще очень далеко. И у них достаточно времени, чтобы окупить средства, вложенные в процесс ближневосточного урегулирования.