04.10.2011 00:23
Культура

Французы привезли в Москву новый вариант "Орфея"

Французы привезли в Москву новый вариант знаменитого мифа
Текст:  Анна Галайда
Российская газета - Федеральный выпуск: №221 (5597)
Читать на сайте RG.RU

"Орфеем" в постановке "Компании Монтальво - Эрвье" на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко возобновился фестиваль современного танца Dance Inversion, который стартовал в июле и будет продолжаться всю осень.

Новинку Жозе Монтальво и Доминик Эрвье в Москве увидели всего через год после премьеры благодаря Французскому институту в Москве и Национальному театру Шайо. Эти работающие в дуэте хореографы считаются одними из лидеров в мире современного танца. В Москве до нынешнего визита видели их лишь однажды - в 1999 году, когда они были участниками одного из Europian Dance Festival, одного из предшественников нынешнего Dance Inversion. Он уже тогда представлял в Москве таких гигантов хореографии, как Иржи Килиан с его Netherlands Dans Teatre, Анжелен Прельжокаж, Жозеф Надж, Триша Браун. Жозе Монтальво и Доминик Эрвье ворвались в этот круг благодаря невероятному танцевальному "новоязу", на котором были созданы их спектакли. Москву они влюбили в себя спектаклем "Рай": спектакль, вдохновленный реальной историей поэта, в нацистском концлагере поддерживавшего товарищей рассказами о счастливом будущем, фонтанировал упоительной радостью, искренностью и нежностью, которые были разлиты в уникальном миксте танца, пения, музыки и видео.

Вдруг на гигантских прыгунках Орфей перескакивает через оркестровую яму в зрительный зал

Новая постановка Монтальво и Эрвье тоже обращена к трагической истории - мифу об Орфее. Их спектакль не стремится проследить его генеалогию, но вступает в диалог с многочисленными версиями. Роль легендарного творца поочередно берут на себя танцовщики и танцовщицы, певцы и музыканты, то находящиеся на сцене, то перемещающиеся на экран - соединение видео с живым движением, танца с вокалом, голоса с музыкальными инструментами, звука натурального и электронного остается излюбленным приемом Монтальво и Эрвье, и владеют они им виртуозно. Для зрителя, впервые попавшего на их спектакль, нет ни мгновения для скуки - экранные дикие звери преобразовываются в танцовщиц на сцене, те то ведут роль Эвридики, то перехватывают у мужчин повороты судьбы Орфея, Орфей же и крутит брейк, и танцует в партнерстве с костылями, а то вдруг на гигантских прыгунках перескакивает через оркестровую яму в зрительный зал. Постановщики стремятся воплотить тексты и подтексты, создававшиеся мировой культурой в течение нескольких тысячелетий. Но миф, веками обраставший трагическими подробностями, у них обнаруживает острый галльский смысл, жизнеутверждающий и светлый.

Dance Inversion, основную часть которого открыла французская танцевальная компания, обещает еще не одно открытие. Уже на этой неделе в Театре Станиславского и Немировича-Данченко покажут новую "серию" "Королей танца" - проекта, несколько лет назад буквально перевернувшего российские представления о ценностях классического танца. Вскоре после этого в Москву прибудет любимец международных балетных звезд Мауро Бигонзетти со своей версией "Ромео и Джульетты". Выдающихся исполнителей представит уникальный мини-фестиваль фламенко. Со своей новой программой в Москву вернется Диана Вишнева. А завершится фестиваль в декабре новыми гастролями легендарного Netherlands Dans Teatre.

Музыкальный театр