04.10.2011 00:40
Экономика

Стратегическое планирование поможет развитию моногородов

Стратегическое планирование поможет развитию моногородов
Текст:  Евгения Решетникова
Российская Бизнес-газета - : №35 (817)
Читать на сайте RG.RU

В Санкт-Петербурге 17 октября начнет свою работу Х Общероссийский форум "Стратегическое планирование в регионах и городах России: ресурсы для развития".

Особое внимание будет уделено проблеме развития моногородов. По мнению экспертов, ни субъекты, ни тем более города решить эту проблему в одиночку не в состоянии.

"Невозможно решить проблему моногорода, если этим будут заниматься только субъекты Федерации, - считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политики Галина Изотова. - Нужно, чтобы этого захотел сам город. Но, к сожалению, не все города этого хотят".

В рамках программы поддержки моногородов правительством совместно с регионами было выявлено около 335 городов, которым было поручено разработать и представить комплексный инвестиционный план своего развития. В 2010 году 35 моногородов получили федеральную поддержку. В этом году еще около 15 городов могут рассчитывать на помощь. Полученные средства будут потрачены на развитие инфраструктуры.

По словам заместителя директора департамента Минрегиона России, куратора реализации программ в моногородах Дмитрия Голованова, самое главное для города - это создание новых производств.

"Необходимо совершенствовать механизмы развития моногородов, поэтому на "круглом столе" мы будем обсуждать это с органами местного самоуправления, с субъектами Федерации и с инвесторами, - отметил Дмитрий Голованов. - Самая главная задача - это поиск инвесторов и строительство инфраструктуры. Наша задача, чтобы в моногородах экономика диверсифицировалась, а это возможно только через создание новых производств. Инвесторы в чистое поле не придут. С учетом того, что многие из моногородов достаточно депрессивны, развитие инфраструктуры - основная составляющая. В конкурентный город инвестор готов вложить свои средства под строительство производства, а мы обеспечиваем строительство инфраструктуры".

Развитие инфраструктуры происходит за счет софинансирования. В кризисный год, когда бюджет субъектов наполнялся плохо, софинансирование шло из расчета 95% из федерального бюджета и 5% из местного. В этом году и в последующих планируется равное софинансирование - по 50% или 75% из федерального бюджета и 25% из местного в зависимости от возможности бюджетной обеспеченности региона.

По мнению экспертов, для того чтобы улучшать инвестиционный климат, только лишь инициативы регионов недостаточно.

"Необходимо принять несколько десятков законодательных актов, - считает Галина Изотова. - Среди них такой нормативный документ, как закон о пограничном сотрудничестве, закон о зонах территориального развития, который укрепляет депрессивные регионы. Также необходим закон, ускоряющий территориальное планирование, и т.д. Поэтому при отборе проектов мы смотрим, насколько субъект отстраивает законодательную и нормативную базу, как он вкладывает средства, эффективно ли планирует свой бюджет внутри субъекта и строит межбюджетные отношения внутри субъекта с муниципальными образованиями".

Макроэкономика