04.10.2011 10:02
Экономика

Эксперт: В Пермском крае на аттестацию рабочих мест может уйти пять лет

В Пермском крае на аттестацию всех рабочих мест может уйти пять лет
Текст:  Инесса Суворова (Пермь)
Российская газета - Экономика Поволжья: №221 (5597)
Читать на сайте RG.RU

С первого сентября 2011 года вступил в силу новый "Порядок проведения аттестации рабочих мест (АРМ) по условиям труда № 342Н", утвержденный приказом минздравсоцразвития России.

Самое существенное изменение в новом документе по сравнению с предыдущим - это отмена права работодателя самостоятельно проводить аттестацию. Теперь эту процедуру могут проводить лишь независимые аттестующие организации, получившие необходимую аккредитацию и вошедшие в официальный государственный реестр.

Шаг вполне оправданный, если учесть, что объективно оценить такие параметры рабочего места, как уровень освещенности, температура воздуха, уровень шума, электромагнитного излучения, радиации и тому подобное может лишь независимый эксперт. Определить, сколько и каких работников трудится в неблагоприятных условиях, очень важно как для самих участников производства, так и для работодателя. Ведь документы по аттестации рабочих мест используются для обоснования выплат и компенсаций, в том числе при выходе специалистов на пенсию, а также могут быть использованы в дальнейшем в различных спорных ситуациях, при изменении законодательства в соответствующей сфере, утере данных или документов. При этом важно, что документы по аттестации рабочих мест должны храниться 45 лет.

- Нововведение позволит получить независимую оценку рабочего места, - считает заместитель директора Пермского филиала ООО "Лаборатория "Центра Социальных Технологий" Марина Котельникова. - К тому же по новому положению в аттестационную комиссию, помимо представителей работодателя и аттестующей организации, обязательно должен входить представитель профсоюза, что позволит учитывать мнение самих работников об условиях, в которых они трудятся.

С этим согласны и в Государственной инспекции труда.

- Новый порядок позволит наиболее эффективно оценить условия труда на каждом рабочем месте и их безопасность, - говорит руководитель ГИТ Марсель Рахматуллин. - Таким образом, исчезнет субъективный подход работодателя к аттестации своих же рабочих мест своими же средствами.

Правда, скептики считают, что изменения лишь увеличат цены на подобные услуги вслед-ствие дефицита компаний, которым будет разрешено проводить АРМ. Сомнения имеют под собой некоторую почву: на сегодняшний день в Реестре аккредитованных организаций (rao.rosminzdrav.ru) по Пермскому краю числится немногим более 20 организаций, имеющих лицензию на проведение АРМ.

Впрочем, каким бы ни был дефицит аттестующих лабораторий, крупный бизнес будет заинтересован в проведении этой процедуры.

- В документе установлены неплохие механизмы экономического стимулирования работодателей, - считает заместитель начальника отдела охраны труда ОАО "СЗМН" Владимир Александров. - Например, организации, которые провели аттестацию своих рабочих мест, имеют право получить скидку до 40 процентов к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, по итогам аттестации работодатель может сэкономить и на компенсации работникам, которые формально, по спискам относятся к категориям, требующим дополнительных расходов, но фактически вредных или опасных для здоровья факторов не испытывают.

Еще об одном моменте, усиливающем значение АРМ, напомнила заместитель начальника планово-экономического отдела Пермского отделения ФСС Наталья Митракова.

- Недавно в Госдуме РФ в первом чтении приняты изменения в Федеральный закон N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", - говорит она. - Они предусматривают обязанность всех работодателей представлять в Фонд информацию об АРМ, периодических и предварительных медосмотрах работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производ-ственными факторами, проведенных в сроки, установленные законодательством. А не только тех, кто претендовал на скидки к страховому тарифу.

Что касается малого и среднего бизнеса, тут ситуация сложнее. По данным исследовательского центра портала Superjob.ru, опросившего 1000 представителей российских предприятий и организаций, 52 процента компании с численностью сотрудников от 50 до 100 человек не считают обязательной аттестацию рабочих мест. По всем правилам раз в пять лет аттестацию рабочих мест проводит лишь около четверти отечественных предприятий (24 процента). При этом представители почти каждой десятой компании (девять процентов) признались, что она носит условный характер.

Сегодня заставить работодателя небольшой компании потратиться на АРМ можно лишь угрозой серьезных штрафных санкций. А они до недавних пор были весьма символическими. Новые же правила предусматривают с первого сентября 2011 года увеличение административных штрафов за уклонение от проведения аттестации до 600 тысяч рублей.

- Если произойдет увеличение штрафа до таких размеров, то работодателю придется серьезно подумать, стоит или нет проводить данное мероприятие, - говорит Владимир Александров, - ведь на эту сумму можно аттестовать порядка 315 рабочих мест.

Однако, как пояснили "РГ" в Государственной инспекции труда, об этом говорить пока преждевременно.

- Такого рода дополнения в Кодекс об административных правонарушениях пока не внесены, - сказал Марсель Рахматуллин. - Но, если это произойдет, то такая санкция, безусловно, подтолкнет работодателя к проведению АРМ, особенно в таких отраслях, как АПК, ЖКХ. Поскольку они в принципе не смогут платить штрафы в таких крупных размерах и, соответственно, им выгоднее будет проводить аттестацию.

комментарий

Григорий Файнбург, директор Института безопасности труда, производства и человека ПНИПУ, доктор технических наук, профессор:

- Казалось бы, новые правила гарантируют квалифицированную аттестацию рабочих мест, выполненную качественно и объективно. Однако о квалификации говорить сложно, ибо в Правилах не прописаны требования и механизмы ее получения. Об объективности и независимости говорить также не приходится, ибо "эксперт" получает за это деньги от работодателя. Разговоры о качестве просто неконструктивны, ибо некому проверить это качество. В принципе могли бы помочь проведению независимой экспертизы профсоюзы, но это новация только начинается, и сейчас сложно сказать, во что это выльется.

Сейчас работодатель будет вынужден доверять выводам сторонних организаций, в случае чего не несущих ни перед кем, включая закон (вспомните нашу судебную практику), никакой ответственности.

При этом малые предприятия как старались уйти от аттестации, так и будут это делать. Потому что единственный орган, который может их проконтролировать в этой части - Государственная инспекция труда. В Пермском крае всего около 70 инспекторов. И более 70 тысяч работодателей. Чтобы проверить всех, потребуется пять лет.

На мой взгляд, нововведения ведут к существенному росту затрат работодателя (примерно в пять раз) и к нарастанию социальной напряженности в трудовых коллективах. Что грозит потерей производительности и снижением качества продукции, а, значит, негативно отразится на бизнесе.

Справка "РГ"

Аттестация одного рабочего места обойдется работодателю в сумму от 3000 до 5000 рублей.

Охрана труда Пермский край Пермский край