04.10.2011 00:40
Экономика

Развитию индустрии делового туризма в России мешает нехватка кадров

Индустрия делового туризма в России имеет хорошие перспективы
Текст:  Юлия Воронина
Российская Бизнес-газета - : №35 (817)
Читать на сайте RG.RU

В рамках Международного Осеннего туристического форума в России состоялась 7-я Международная конференция "Индустрия Деловых встреч 2020: Взгляд в Будущее", на которой эксперты обсудили проблемы и перспективы развития мировой и российской индустрии деловых встреч.

По словам независимого эксперта, председателя конференции Юрия Сарапкина, снижение деловой активности в индустрии встреч привело к падению спроса на 40-70%. Негативное влияние экономического спада испытали на себе 80% отраслевых компаний во всем мире, общее число встреч сократилось на 9%, общее число деловых путешественников уменьшилось на 20%.

"Однако мониторинг рынка показал, что происходит постепенное восстановление глобальной туристической индустрии и индустрии деловых встреч. Кризис явился генератором новых идей, - говорит он. - В будущем ведение бизнеса в области индустрии встреч будет видоизменяться и потребует других подходов, нежели те, которые деловое сообщество использовало ранее".

По мнению международных экспертов, индустрия деловых встреч имеет многообещающую долговременную перспективу развития. Ближайшие два-три года будут ключевыми и решающими для отрасли, основными характеристиками которой будут экономия в расходах, оптимизация и контроль бюджета, изменение цен, гибкость и креативность при принятии решений и инноваций. Они будут ключевыми двигателями для успеха бизнеса.

"По международным оценкам, в 2011 году ожидается глобальный рост числа встреч на 8%, средних затрат в отрасли на 5%, увеличение общей посещаемости и продолжительности встреч на 2%", - отметил Сарапкин.

Директор по продажам компании The Rocco Forte Collection Эльвира Тарасенко считает, что отрасль приобретает новые черты. Например, начинают меняться географические приоритеты для проведения деловых мероприятий. Становятся все популярнее развивающиеся и менее дорогие места, в частности страны Восточной Европы и Латинской Америки. Однако тенденция, сложившаяся в период кризиса, проводить мероприятия в своих регионах, "ближе к дому", будет сохранена и в ближайшие годы.

Директор по развитию бизнеса компании Bonaman Татьяна Шабарина рассказала о важнейших критериях при выборе страны для бизнес-поездки: "Главными факторами являются политическая стабильность, отсутствие угроз здоровью и высокий уровень сервиса принимающей стороны. Также немаловажные факторы: высокая частота полетов, выбор рейсов и выгодные тарифы, отели, предоставляющие услуги для деловых мероприятий, и условия на авиаперевозку и размещение".

Эльвира Тарасенко обратила внимание на то, что организаторам бизнес-встреч следует учитывать развитие мирового технического прогресса. "Происходит интеграция технологических возможностей в ключевые бизнес-процессы, - говорит она. - К примеру, использование видео- и веб-конференций в формате 3D становится все популярнее. Такой подход объясняется экономией средств и борьбой за улучшение окружающей среды".

Эксперт считает, что в связи с развитием новых интернет-технологий в гостиничном бизнесе очень важным становится установление правильных отношений как с прямыми клиентами, так и с корпоративными партнерами. "Также важно принимать во внимание усиливающуюся роль интернет-коммуникации - продвижение отелей в социальных сетях Livejournal, Twitter", - добавила Эльвира Тарасенко.

Юрий Сарапкин обратил внимание на важность участия в отраслевых туристических выставках: "Сейчас на первый план выходит эффективная маркетинговая стратегия. Запад научился быстро и продуктивно коммерциализировать свои достижения и продвигать их на рынок, в частности на отраслевых выставках. Участие в выставках - мощный инструмент бенчмаркинга (то есть сравнение эффективности своих бизнес- процессов с эталонными показателями)".

Если говорить о российской индустрии встреч, то, по словам экспертов, наша страна сильно отстала от всего остального мира.

"В России до сих пор нет необходимого количества грамотных и подготовленных менеджеров, которые могут продвигать страну и регионы как достойные дестинации индустрии встреч, - констатировал Юрий Сарапкин. - К сожалению, Россия не котируется на мировом рынке подготовки кадров в деловом туризме. Индустрия встреч в России - это новейшее явление. В мире нас причисляют к формирующемуся, развивающемуся рынку, который начал формироваться только в середине 90-х годов прошлого века. Чтобы догнать западные страны, нам необходимо организовывать профессиональное обучение кадров, которые бы развивали отрасль".

Как справедливо заметила Эльвира Тарасенко, Россия не может существовать вне складывающихся глобальных структур. Она является объектом глобализации, и российская экономика, и рынок туризма могут эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг.

"Необходимо особо отметить пользу активных международных связей, важность международного сотрудничества, особенно в рамках деятельности международных и национальных отраслевых ассоциаций (ICCA, MPI, ACRE, DMAI). Во всем мире отраслевые объединения заявляют о себе как о действенном механизме коммуникации бизнеса, - отметил Юрий Сарапкин. - Ключевыми структурами для создания положительного имиджа России и продвижения на рынок деловых встреч по-прежнему остаются Маркетинговые Организации Дестинации (DMOs) или Конвеншн Бюро (CVB). Это универсальный маркетинговый инструмент по развитию рынка встреч дестинации".

Эксперты считают, что индустрия встреч сама по себе является ключевым элементом стимулирования роста национальной экономики и развития туристической деятельности, и эта индустрия имеет очевидные благоприятные перспективы.

Туризм