05.10.2011 01:00
Власть

Гражданский кодекс защитит частную жизнь человека

Гражданский кодекс должен обеспечить такую возможность каждому россиянину
Текст:  Оксана Багрецова Владислав Куликов
Российская газета - Федеральный выпуск: №222 (5598)
Читать на сайте RG.RU

Впервые отечественный закон возьмет под особую охрану частную жизнь человека.

Чужим глазам, языкам и уж тем более посторонним фотообъективам в ней не место, причем категорически.

Перемывать косточки другому человеку на интернет-форумах (да хоть просто на лавочках!) запрещено. Его семейные фотографии неприкосновенны. Писать гнусные рассказы на основе реальных биографий - строжайшее табу. А если частная информация оказалась в неподобающем месте, ее положено изъять и уничтожить. Без жалости, без компенсации распространителям чужих тайн.

Грязное белье должно храниться в шкафу под замком, там его место. Вынимать его можно только в одном случае: если чужие личные тайны представляют угрозу обществу и государству. Здесь вступают в силу другие правила.

Подобного положения у нас никогда не было, а мы ждали его очень давно. В самом деле, какая могла быть защита частной жизни у крепостного или колхозника (к слову, почувствуйте разницу)?

В советские годы человека считали винтиком со всеми вытекающими последствиями. Тогда считалось, что винтик это звучит гордо.

Но времена меняются, меняется и наше отношение к жизни, в том числе к частной жизни.

Человек имеет право на свой маленький островок спокойствия в стороне от чужих глаз. Сейчас обсуждаются масштабные поправки в Гражданский кодекс - большой законопроект, насчитывающий сотни страниц - которые вводят в том числе понятие частной жизни и методов ее охраны.

- Предлагаемая норма является просто новой сама по себе, - сказал "РГ" профессор кафедры гражданского и семейного права МГЮА имени О.Е. Кутафина, доктор юридических наук Александр Эрделевский. - В законе ранее не раскрывалось понятие частной жизни а здесь, в предложенном проекте поправок в Гражданский кодекс, частично оно раскрывается.

Материал публикуется в авторской редакции. Читать версию статьи из номера

Как предполагается, в нашу частную жизнь войдут сведения о рождении, месте пребывания или жительства, личной и семейной жизни, фактах биографии. Кого-то дразнили и обижали в школе? Девушка ждала парня из армии, а он вернулся оттуда с новой любимой? Кто-то во время учебы подрабатывал мусорщиком - нужная, но не самая престижная профессия? Другим вовсе не обязательно об этом знать.

Конечно, уточняет профессор Эрделевский, некоторые понятия, которые употребляются в законопроекте, уже есть в некоторых других нормах. Но не все и не сразу. Например, в свое время законодатель ввел специальные нормы по защите тех или иных благ, например, статья 152 в действующем Гражданском кодексе, посвящена защите чести и достоинства, деловой репутации. Сравнительно недавно была введена статья 152.1, касающаяся охраны изображения гражданина.

Но все это были, если можно так выразиться, осколки. Сейчас их, образно говоря, собирают воедино, добавляя еще и новые нормы.

- Я считаю, будет неплохо, если подобная норма появится в Гражданском кодексе, потому что ГК основной нормативный акт, регулирующий гражданско-правовые отношения, - говорит Александр Эрделевский.

Один из пунктов предлагаемой статьи "Охрана частной жизни гражданина" запрещает болтать о своих клиентах. Возьмем случай из жизни: у некоего человека вышел конфликт с турфирмой. Дело решилось, но потом одна из сотрудниц турфирмы стала активно обсуждать этот инцидент в Сети, раскрыв и данные человека, и факт его обращения в эту фирму, и некоторые подробности, о которых он сам не хотел бы распространяться. Новые нормы запретят такое поведение. А неприличная переписка будет стерта из Интернета: законопроект предполагает изъятие подобной информации откуда бы ни было.

- Или, например, если вы заключаете с кем-то договор, предположим, о том, что вам шьют пальто, - поясняет профессор Эрделевский. - А портной об этом кому-то рассказал. Это обстоятельство вашей частной жизни, и предлагаемая норма означает, что он этого делать не вправе.

Отдельный и большой вопрос: сбор частной информации. Он касается и простых людей, и звезд. По сути, все мы находимся под прицелом. За простыми людьми охотятся продавцы всего на свете: им нужна наши имена, адреса, привычки, чтобы понять, как заработать на нас. А за звездами охотится особая каста журналистов, так называемые папарацци. Кто с кем спит, с кем развелся, на ком женился, это же все так интересно. Однако, на что имеет право акула пера, и где та грань, переходить которую нельзя?

"Не является нарушением правил... сбор, хранение, распространение и использование информации о частной жизни физического лица в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, когда информация о частной жизни физического лица ранее стала общедоступной или была раскрыта самим гражданином или по его воле", говорится в проекте. Но ведь акулы пера работают не для себя, ради читателей. Есть спрос на грязное белье? Оно будет на всех прилавках. Или все-таки нет?

- Что есть публичный интерес? Это понятие не раскрывается. Вообще я считаю, что законодатель здесь чрезмерно многословен, - говорит профессор Эрделевский. - Потому что ему следовало сказать либо просто в публичных интересах, исключив общественные и государственные, либо не упоминать о каких-то иных публичных интересах. Потому что "публичные интересы и иные" кроме как государственными и общественными быть не могут.

Он напомнил, что в постановлении Верховного суда говорилось, что под общественным интересом следует понимать не любой интерес. Может быть, это простое любопытство, но любопытство это еще не интерес в смысле этих норм. Под общественным интересом следует понимать значимый интерес, когда он обусловлен серьезными целями, когда раскрытие информации требуется с точки зрения защиты интересов общества и государства.

Гражданское право