С 1 января следующего года вступит в силу новая система штрафов для частных таксистов и таксомоторных организаций.Корреспондент "Российской газеты" узнал, готовы ли рынки коммерческого извоза регионов СЗФО к федеральным нововведениям.
Пересечение штрафной
Если в следующем году таксист по истечении поездки не выдаст вам чек или квитанцию об оплате проезда, смело обращайтесь с жалобой в ГИБДД. Подобное нарушение будет караться штрафом в одну тысячу рублей. Если на боковых поверхностях кузова машины не окажется знака "шашечек", а на крыше не найдется специального оранжевого фонаря, штраф составит уже три тысячи рублей. В случае, когда водитель не сможет предъявить лицензию на занятие коммерческим извозом, физическому лицу придется заплатить пять тысяч рублей. Штрафы за нелегальный извоз для индивидуальных предпринимателей достигнут 50 тысяч рублей, для юридических лиц - 200 тысяч рублей.
Федеральный закон N 69, призванный урегулировать деятельность легкового такси на территории субъектов Российской Федерации, вступил в силу 1 сентября этого года. По сути, документ ввел новый порядок лицензирования такси. В каждом регионе определяется свой разрешительный орган, который выдает лицензии сроком на пять лет индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. Понятие "частный извоз" остается в прошлом - оказывать таксомоторные услуги и не подвергаться штрафам сможет только водитель, зарегистрировавший ИП или заключивший трудовой договор с юридической организацией.
Помимо порядка выдачи лицензий, закон определяет ряд обязательных требований к водителям и их автомобилям. В частности, узаконивается государственный техосмотр такси каждые шесть месяцев и ежедневный технический контроль машины перед выездом на линию. Автомобиль, оборудованный таксометром, должен находиться в собственности или на лизинговом договоре у индивидуального предпринимателя или юридической организации. Водитель обязан проходить медосмотр перед началом рабочего дня и иметь трудовой водительский стаж не менее трех лет или общий водительский стаж не менее пяти лет.
Цена вопроса
В субъектах Северо-Западного федерального округа уже приняли региональные законы о легковых такси и приступили к выдаче разрешений на право заниматься коммерческим извозом. В Псковской области лицензированием таксистов займется региональный комитет по транспорту и связи, который будет оформлять разрешения на безвозмездной основе. Плата за пятилетнюю лицензию на извоз в Архангельской области составит 1000 рублей, в Новгородской области - 500 рублей, в Калининградской области - от 1800 до 2600 рублей, в Карелии - от 2000 до 3000 рублей.
Что примечательно, в большинстве регионов СЗФО местные власти не стали расширять список федеральных требований к такси региональными новшествами. Исключение составил Санкт-Петербург. 28 сентября петербургские законодатели приняли в первом чтении закон "Об установлении требований к идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам", в котором содержится пункт о цветовой гамме таксомоторных автомобилей. Согласно задумке законодателей, все легальные такси в Санкт-Петербурге должны пожелтеть. Как пояснил председатель комитета по законодательству петербургского Заксобрания Виталий Милонов, единая цветовая гамма автомобиля позволит легко отличить законопослушного таксиста от "бомбилы". Впрочем, после многочисленных переговоров с руководителями крупных таксомоторных служб законодатели пообещали исключить пункт о едином цвете такси во втором чтении закона, запланированном на конец октября.
Поэтому пока петербургские извозчики не спешат бить тревогу. Волнения возникнут, если депутаты Законодательного собрания не сдержат обещания и продолжат настаивать на единой цветовой гамме таксомоторных автомобилей. По данным некоммерческого партнерства "Официальное такси Санкт-Петербурга", автомобили желтого цвета занимают всего 5 процентов городского рынка коммерческого извоза и ассоциируются у клиентов с единственной компанией. Если учесть, что сейчас в Северной столице насчитывается около двух с половиной тысяч легальных легковых такси, а стоимость качественной покраски одного автомобиля в желтый цвет составляет порядка 80-100 тысяч рублей, общие расходы петербургских перевозчиков на изменение цветовой гаммы автопарка могут превысить 200 миллионов рублей.
Таксисты против
В минувшую пятницу в вологодском Череповце на площади Химиков собралось около двухсот водителей городских таксомоторов, пришедших, чтобы выразить возмущение новым законом о такси. В акции приняли участие примерно восемь таксопарков, в основном - небольшие предприятия. Митингующие потребовали отсрочить или же вовсе отменить некорректный, по их мнению, закон о таксомоторах. По подсчетам водителей, из-за перехода на работу по новым правилам они понесут немалые расходы. Только за лицензию вологодский департамент дорожного хозяйства и транспорта требует 4,6 тысячи рублей. Еще как минимум тысячу придется выложить за "никому не нужный" таксометр, две-три тысячи рублей в год будут стоить ежедневный медицинский осмотр и технический контроль автомобиля.
- Я работаю водителем в "скорой помощи", заработок там скудный, потому подрабатываю в такси, - рассказывает молодой горожанин Владимир Степанов. - Мы сейчас конкурируем даже с автобусами. Вот утром сели в такси три-четыре бабушки-соседки и поехали в поликлинику. И дешевле, и удобнее.
Череповчанин Алексей Дмитриев уже с мая работает по счетчику и особых проблем в этом отношении не видит. Однако новый закон таксист все равно считает неверным.
- Нужно будет ежедневно платить за медосмотр, заключать контракт с автосервисом, - утверждает водитель. - Запрещено таксовать на машинах, взятых в кредит. Да что говорить: у меня машина жены, а я езжу по гендоверенности. Так мне чиновники сказали, что не дадут разрешения. Говорят, пусть жена оформляется как ИП, а ты к ней на работу нанимайся! К чему это приведет? У нас уже сейчас таксисты возят водку по ночам за 400 рублей, как в 90-е годы. Мы придем к тому, что все вернется назад, когда таксисты не пассажиров возили, а спиртным торговали, и не было никакого контроля.
Оплатите проезд
Строго говоря, недовольство по поводу новых требований высказывают не только петербургские и череповецкие представители таксомоторного сообщества. По мнению директора всероссийского некоммерческого партнерства "Лига такси" Булата Каримова, "бомбилы", которые считаются главной бедой "белого" рынка такси в России, меньше всего пострадают от принятия нового закона. Все шишки достанутся легальным перевозчикам: они рискуют столкнуться с дополнительными трудностями и издержками при ведении бизнеса, а также с неоправданно большим вниманием со стороны государственных и контрольных органов к своему бизнесу.
Множество споров, в частности, вызвало положение о том, что автомобиль такси должен находиться в собственности или в аренде у компании (индивидуального предпринимателя). Требование поставило под угрозу деятельность диспетчерских служб, которые не владеют собственными таксопарками и привлекают к работе водителей с личными автомобилями.
С одной стороны, уход подобных игроков с рынка может положительно отразиться на безопасности таксомоторных перевозок, не отрицают эксперты. Чтобы открыть диспетчерскую службу, достаточно зарегистрировать юридическое лицо, купить рацию, антенну, набрать штат сотрудников и найти водителей, желающих заключить договоры на диспетчерское обслуживание. "Диспетчеры не обязаны иметь ни ремонтных мастерских, ни механика, который будет осуществлять технический контроль автомобиля перед выездом на линию, ни медицинского специалиста, что удешевляет их услуги в сравнении с расценками "полноценных" служб такси, - комментирует корреспонденту "РГ" ситуацию руководитель легальной таксомоторной компании в Санкт-Петербурге Анатолий Рогов. - Теоретически, при возникновении внештатной ситуации за все последствия отвечает водитель - диспетчер никакой ответственности перед пассажирами не несет. При этом большинство водителей, заключающих договоры с диспетчерскими службами, работают нелегально, поэтому на практике найти виновника будет просто невозможно".
Закон не прокатит
С другой стороны, по оценкам "Лиги такси", в небольших городах диспетчерские службы занимают от 80 до 100 процентов рынка таксомоторных перевозок. Например, в вологодском Череповце с населением в 300 тысяч человек работают больше 20 компаний, которые находят клиентов трем тысячам водителей. При этом в городе зарегистрированы только два официальных таксомоторных перевозчика "полного цикла".
- Практически все водители, с которыми работает наша служба, не являются индивидуальными предпринимателями, - делится с корреспондентом "РГ" информацией коммерческий директор череповецкой диспетчерской организации Елена, которая не пожелала раскрывать свою фамилию. - Не буду спорить, работаем мы не совсем легально. Возможно, в следующем году многим диспетчерским службам придется уйти с рынка такси - слишком уж велики штрафы и риски. Однако в первую очередь от такого поворота событий пострадают клиенты: им придется либо иметь дело с неорганизованными "бомбилами", либо пользоваться недешевыми услугами легальных таксомоторных организаций.
Вот как выглядит арифметика коммерческого извоза на примере служб такси полумиллионного Калининграда. Добраться от железнодорожного вокзала до одного из окраинных районов города на машине легальной таксомоторной компании, оборудованной таксометром, стоит 250 рублей. То же расстояние на автомобиле, "привязанном" к одной из популярных городских диспетчерских служб, оценивается в 150 рублей. Проехаться на "бомбиле" можно и за 100, и за 300 рублей - в зависимости от умения торговаться и жадности частника.
- Не думаю, что закон как-то отразится на моей работе, - ответил нежадный и интеллигентный калининградский "бомбила" Виктор на просьбу корреспондента "РГ" прокомментировать новые правила работы такси. - Конечно, я не стану регистрировать ИП, наклеивать шашечки и покупать таксометр. Дешевле штраф заплатить, если вдруг поймают. Да и как доказать, что я таксую? Скажу, что друга везу - и все. Разве что инспектор в машину сядет, но в честь такого невезения и пять тысяч рублей отдать - не грех.