Около одиннадцати дней были вынуждены простаивать 54 судоремонтных предприятия Мурманска.
Все это время они оставались без холодного водоснабжения и канализации. Причина "засухи" в том, что водопроводные сети, к которым предприятия были подключены, проданы частному лицу, которое перекрыло вентиль. Только после обращения судоремонтников в прокуратуру водоснабжение было восстановлено.
Без права эксплуатации
Много лет мурманские судоремонтники балансируют на грани разорения из-за фактического отсутствия поддержки отрасли со стороны государства. Но никто из руководителей судоремонтных предприятий не мог представить себе, что в один прекрасный день ему отключат воду и канализацию, притом что эти услуги оплачивались всегда в срок. Кроме того, без воды остались и другие объекты, не имеющие отношения к судоремонту, в том числе кислородная станция, снабжающая кислородом больницы Мурманска и Североморска, и общежитие Мурманского государственного технического университета.
Все началось много лет назад, когда на несколько десятков различных фирм и фирмочек развалилось крупное производственное объединение, известное под названием Мурманская судоверфь. Предприятие, которое стало преемником судоверфи, недавно было признано банкротом. Чтобы рассчитаться с долгами, имущество судоверфи понемногу продается.
Коснулась распродажа и инженерных сетей водоснабжения и канализации, которые приобрел один из мурманских предпринимателей. Право собственности на сети было окончательно оформлено 14 сентября 2011 года. В этот же день задвижка на водопроводе была перекрыта компанией, которая ведала инженерными сетями до момента продажи. Объяснялось это тем, что новый владелец не имеет договора с обслуживавшей сети компанией, а значит, та не имеет права их эксплуатировать.
Слишком дешевая вода
По мнению руководства этого предприятия, ситуацию нельзя считать неожиданной. В одном из писем, направленных нескольким судоремонтным компаниям, оно сообщает, что конкурсный управляющий судоверфи не проявлял интереса к ремонту и обслуживанию водопроводных и канализационных сетей, не желал оплачивать эти услуги и заниматься водоснабжением. Поэтому обслуживающее сети предприятие на протяжении последних четырех лет несло убытки. Сумма, которую выплачивали за воду ее потребители, не покрывала даже затраты по оплате потребляемой воды, в результате потери достигли четырех миллионов рублей. Поэтому водопотребителям было предложено участвовать в конкурсе на приобретение сетей полностью или частично. Это предложение было проигнорировано. В итоге сети водопровода и канализации были проданы еще 11 июля 2011 года. А судоремонтники были предупреждены, что, в случае отсутствия договора на водоснабжение, возникнет угроза прекращения поставок воды с 1 сентября.
Однако до середины сентября ни от конкурсного управляющего, ни от нового собственника этих сетей заявки на заключение договора о поставке питьевой воды не поступало. От установления договорных отношений собственник указанных выше сетей водопровода и канализации уклонялся. В итоге судоремонтников предупредили, что нет юридических оснований для заключения договора на отпуск им питьевой воды.
Руководство судоремонтных предприятий обратилось к новому владельцу сетей. В свою очередь, он сообщил, что готов восстановить водоснабжение на бесплатной основе, пока не будет заключен договор на обслуживание инженерных сетей. Но даже после этого водоснабжение восстановлено не было. В результате судоремонтники оказались в тупиковой и опасной ситуации - им нечем было бы даже тушить огонь в случае возникновения пожара. Предприятия встали, срывая заказы и терпя миллионные убытки. При этом "засуха" грозила даже более серьезными последствиями, нежели потеря заказов на судоремонтные работы. Многие фирмы были вынуждены обращаться в прокуратуру, МЧС, антимонопольную службу.
Впрочем, по словам председателя некоммерческой организации "Союз судоремонтных предприятий" Ирины Мокеровой, законные действия контролирующих органов могли даже усугубить ситуацию.
- Как говорил ректор МГТУ Александр Ершов, оставшееся без воды общежитие университета могут просто опечатать, поскольку без водоснабжения здание нельзя эксплуатировать, - рассказала Ирина Мокерова. - В результате 160 иногородних студентов могли бы оказаться на улице. Конечно, можно было бы обратиться в суд, но судебный процесс идет очень и очень долго. А вода нужна немедленно.
Каждому по трубе
Представители судоремонтных предприятий, обслуживающая сети компания и новый собственник сетей попытались найти общий язык 20 сентября на совещании в администрации Мурманска. Однако договориться так и не удалось. На совещании еще раз было объявлено, что собственник готов продолжать водоснабжение бесплатно. Но его оппонент, перекрывший вентиль, по-прежнему настаивал на заключении договора. Городские власти проявили понимание проблемы и отправили соответствующие письма в контролирующие органы.
Судоремонтники считают, что налицо нарушение постановления правительства РФ от 12 февраля 1999 года N 167, которым утверждены правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации. Пункт 81 этих правил указывает, что отпуск питьевой воды можно прекращать лишь в ряде случаев, в том числе в случае самовольного использования сетей. Но в данном случае ни о какой "самоволке" речи быть не может, считает руководство судоремонтных предприятий. По словам Ирины Мокеровой, старый договор на поставки воды продолжает действовать, и расторгать его в одностороннем порядке нет ни прав, ни оснований. Кроме того, уведомление о прекращении подачи потребителям воды было направлено лишь 13 сентября - за день до отключения. Тогда как, согласно постановлению, это нужно сделать не менее чем за трое суток.
Спустя несколько дней после обращения в прокуратуру подача воды была восстановлена. Однако вопрос с заключением договоров на водоснабжение по-прежнему не решен. Некоторые судоремонтные предприятия, чтобы не искушать судьбу, в срочном порядке тянут свои собственные водопроводные сети, в обход проданных. Сумма убытков судоремонтных предприятий от вынужденного простоя, по предварительным подсчетам, составила 80-100 миллионов рублей, не считая тех потерь, которые понесли другие организации, не имеющие отношения к судоремонту. Предприятия намерены вернуть потерянные средства через суд.