Вице-премьер Александр Жуков считает, что предмет "Основы религиозных культур и светской этики" в российских школах как можно скорее должен стать обязательным.
По его мнению, уже в 2012 году надо подключить к преподаванию курса 50 процентов школ, а к 2013 году - абсолютно все школы. Напомним, сейчас в эксперименте участвует 21 регион. "Основы религиозных культур и светской этики" пока рассчитаны на преподавание в 4-х и 5-х классах, но вице-премьер предложил продолжить изучение курса в 7-х и 10-х классах. С чем, кстати, согласны почти все учителя из регионов, участвовавших в эксперименте.
Жуков добавил, что следует уделить особое внимание подготовке самих преподавателей. По его словам, 72 часов, которые отводятся на это, недостаточно. С другой стороны, опыт Калининградской области, где преподаватели проходят курс из 500 часов, избыточен.
За два года эксперимента педагоги накопили интересный опыт, который будет полезен всем. Например, вначале предлагалось разбить преподавание курса на два класса - четвертый и пятый, по одной четверти в каждом учебном году. Практика показала, что не стоит растягивать предмет на два года: дети за лето успевали забыть многое из того, что узнали накануне каникул. Сейчас в школах "Основы" преподаются в течение двух четвертей подряд в одном учебном году.
Сельские малокомплектные школы и школы, где есть многонациональные классы, оказались в самой трудной ситуации. Как организовать преподавание, если в одном классе ученики выбрали сразу 3-4 модуля? Надо ведь рассадить всех детей по разным классам и найти для каждой группы учителя. В некоторых регионах решили объединять группы из разных школ и возили детей на уроки в другие учебные заведения.
Поначалу в школах были сложности с учебниками и рабочими тетрадями. А когда они пришли, наконец, выяснилось, что многие тексты написаны слишком сложно и наукообразно. Кроме того, в некоторых учебниках был сделан упор не на культурологический аспект, а на религиозный. Вдобавок не оказалось никаких пособий для родителей, без участия которых в таком деле школе не обойтись. Судя по опросам учителей, примерно 28 процентов и сейчас отмечают, что им остро не хватает литературы по курсу "Основ". Так что в оставшееся время методистам есть над чем работать.
Справка "РГ"
Большинство школьников изучали основы этики - 42%, 30% - основы православной религии, 18% - мировой, 9% - исламской, 1% - иудейской и буддийской.