05.10.2011 00:30
Культура

"Балтийский дом" представляет театр Римаса Туминаса

"Балтийский дом" представляет театр Римаса Туминаса
Текст:  Елена Юринская
Российская газета - Федеральный выпуск: №222 (5598)
Читать на сайте RG.RU

XXI Международный театральный фестиваль "Балтийский дом" в этом году решил посвятить свою программу одному-единственному режиссеру - а именно Римасу Туминасу, чье искусство связывает воедино русскую и литовскую театральную традицию.

И не только в театре дело. Прежде всего - в самой судьбе режиссера. Его мать принадлежала семье русских староверов, бежавших когда-то в Литву. Это его положение - человека с русскими и литовскими корнями - дает ему ту степень свободы и требовательности как к русской, так и к литовской реальности. Только он мог так рассказать одну из главных русских историй - историю Чацкого в "Горе от ума" - историю мальчика, полюбившего дом Фамусова как родной и больно открывающий в нем совсем иные черты. Только ему привиделось лицо бедного ангела - дяди Вани, нежного и прекрасного чудака, затравленного дикой лесной жизнью.

С другой стороны, его литовские спектакли чаще всего еще более безжалостны и требовательны к "своим". Таковы "Мадагаскар" и "Мистрас" по пьесам Мариуса Ивашкявичуса, в которых режиссер с нежностью и желчью созерцает национальные мифы и культурные предрассудки.

В 2007 году он принял рискованное предложение - стать художественным руководителем Театра им. Вахтангова в Москве. Вахтанговский цикл на фестивале открыл спектакль "Троил и Крессида", первая постановка режиссера в качестве художественного руководителя Театра им. Вахтангова. Кроме того, зрители увидели его выдающийся спектакль "Дядя Ваня" с виртуозными работами Сергея Маковецкого и Владимира Симонова, по праву признанный лучшей постановкой Театра им. Вахтангова за последнее десятилетие и собравший главные театральные награды страны.

Спектакль по Грибоедову "Горе от ума", поставленный Мастером в театре "Современник", публика "Балтийского дома" увидит 7 октября.

Мы не слуги, мы хозяева внутри пьес. Мы ищем в них новые логические связи, новые возможности сюжета

А в ближайшие дни состоятся "литовские" дни. Завтра питерская публика познакомится с мифом и жизнью Адама Мицкевича в спектакле "Мистрас", который сам Туминас называет "вызовом понятию "Евросоюз" (москвичи увидели его на прошедшей "Золотой маске" и открыли для себя совсем неизвестную сторону жизни польского поэта литовского происхождения).

Особый сюрприз ждет фестивальную публику сегодня. Римас Туминас ввел в литовскую версию спектакля "Ревизор" своего московского Городничего - Сергея Маковецкого.

Прямая речь

Римас Туминас, режиссер:

- В Вильнюсе я ввел в спектакль "Ревизор" Сергея Маковецкого на роль Городничего и получился русско-литовский спектакль. Мне совершенно не интересен в этой пьесе социальный, политический, религиозный контекст. Когда я ее читаю, не это меня трогает. Вся социальность - это упаковка, конфетная обертка... Но хочется и до конфеты добраться, а не носиться с фантиком. Я убежден, что сейчас никому этот разоблачительно-обличительный пафос не нужен... Мне хочется говорить о человеке. Сделать главной темой спектакля очищение человека. От чего? Наверное, от страданий, комплексов, грехов, которые преследуют его всю жизнь...

...Мы не слуги, мы хозяева внутри пьес. Мы ищем в них новые логические связи, новые возможности сюжета. В некоторых пьесах сюжетов бывает пять или семь. Я увлечен этим. Сколько сюжетов можно раскрыть в одной пьесе, как далеко углубиться? Шедевр Чехова или Шекспира никогда от тебя не защищается. Наоборот, автор словно приглашает к себе. Он ждет тебя, скучает... Он готов к соавторству. А режиссер - эгоистичная профессия. Каждый из нас хочет внести в спектакль свой личный опыт. И так победить время, как-то зафиксировать себя...

Драматический театр Санкт-Петербург Северо-Запад