06.10.2011 00:20
Общество

Людмила Босова: Современный учебный процесс требует расширения арсенала средств обучения

ЭОР превращает обычный урок в увлекательное исследование
Текст:  Людмила Босова (главный научный сотрудник ФИРО, доктор педагогических наук)
Российская газета - Спецвыпуск: Образование №223 (5599)
Читать на сайте RG.RU

Современный учебный процесс требует существенного расширения арсенала средств обучения. И здесь нам на помощь приходят электронные образовательные ресурсы. ЭОР - чрезвычайно широкое понятие.

В современной педагогической науке и практике это может быть и элементарный информационный объект (фотография, видеофрагмент, звукозапись, текст, анимация), и комбинация таких объектов (например, в привязке к конкретному учебнику), и инновационная конструктивная среда, поддерживающая творческую деятельность школьников, и электронный учебник с возможностями оперативного обновления.

Сегодня у школ имеется сразу несколько вариантов доступа к ЭОР. Можно использовать результаты, полученные в рамках программ и проектов федерального уровня: соответствующие ресурсы размещены на порталах, например, http://school-collection.edu.ru/, http://fcior.edu.ru/. Эти ресурсы бесплатны для всех школ, учителей и учеников. Можно обратиться к издательствам, выпускающим школьные учебники. Некоторые из них дополняют печатные издания электронными приложениями на дисках (например, издательство "Просвещение") или размещают электронные приложения в открытом доступе на сайтах методической поддержки (к примеру, "БИНОМ. Лаборатория знаний" на сайте http://metodist.lbz.ru/). Есть и различные фирмы, которые разрабатывают ЭОР для разных предметных областей и ступеней образования и предлагают их на коммерческой основе. С перечнем таких ресурсов учителя могут познакомиться в Каталоге учебников, оборудования и электронных ресурсов http://ndce.edu.ru/.

Но, пожалуй, самый лучший показатель того, что ЭОР становится частью жизни практически каждой школы, - сами учителя. Практически повсеместно в процессе подготовки к конкретным занятиям педагоги вместо плана урока на бумаге создают подборки разнообразных медийных материалов, авторских презентаций, задающих тон всему уроку (соответствующие материалы размещаются в открытом доступе многочисленных методических "копилках" федерального, регионального, муниципального и школьного уровня (например, http://openclass.ru/, festival.1september.ru).

В качестве примера рассмотрим одну из компьютерных моделей эксперимента в учебно-методическом комплексе "Вероятность и статистика в школьном курсе информатики" (http://school-collection.edu.ru/). Обычно в самом начале изучения теории вероятностей и математической статистики рассматриваются классические эксперименты с бросанием монеты. Причем, чем их больше и чем больше опытных данных - тем лучше. Согласитесь, трудно представить, чтобы ученики с энтузиазмом подбрасывали монету тысячу и более раз, фиксировали результаты (орел или решка?) на бумаге, анализировали и обобщали полученные данные. Такая задача невыполнима в рамках обычного урока и вряд ли вызовет желание тратить на нее личное время дома. Компьютерная модель дает возможность быстро провести эксперимент, представить результат в виде таблицы или диаграммы. Еще один пример - комплекс виртуальных лабораторий для решения логических задач (Система виртуальных лабараторий по информатике "Задачник 2-6, http://school-collection.edu.ru/).. С его помощью ученики в интерактивном режиме наблюдают и исследуют явление или процесс иполучают результаты. Комплекс виртуальных лабораторий можно использовать в различных режимах: для индивидуальной и групповой работы в компьютерном классе, а также для самостоятельного тренинга и тестирования.

Всё это способствует формированию устойчивого интереса школьника к предмету и его психологическому комфорту.

Образование