06.10.2011 00:22
Культура

Открылась выставка художника Бориса Дуленкова

Открылась выставка Бориса Дуленкова
Текст:  Ирина Корнеева
Российская газета - Федеральный выпуск: №223 (5599)
Читать на сайте RG.RU

В галерее "Нагорная" проходит выставка живописных и графических работ Бориса Дмитриевича Дуленкова - художника-постановщика фильмов, в том числе и благодаря ему ставших классикой советского кинематографа: "Тихого Дона" Сергея Герасимова, "Семнадцати мгновений весны", "Карнавала" Татьяны Лиозновой, "Доживем до понедельника" Сергея Ростоцкого.

Всего художественная фильмография Бориса Дуленкова насчитывает более тридцати картин - от "Чука и Гека" 1953 года до последней киноработы 89-го года "Стеклянный лабиринт", вышедшей за три года до смерти Бориса Дмитриевича Дуленкова.

На открывшейся выставке представлено множество эскизов Бориса Дуленкова и фотодокументов к легендарным кинофильмам, позволяющие воссоздать процесс работы над ними и понять, как складывался их видеоряд. И самое главное - наглядно оценить далеко не последнюю роль художника в создании кинокартин. Что не уставали подчеркивать режиссеры, с которыми работал Борис Дуленков. Татьяна Лиознова так писала об их совместном творчестве: "... Борис Дуленков как художник наделен в высшей степени чувством правды. У него точный глаз и точная рука... Он защищает свое художественное представление о будущем фильме, его изобразительной стороне, я бы сказала, отчаянно. И в процессе подготовки к съемкам фильма, в процессе работы над эскизами поднимает немыслимое количество проблем, которые как бы и не должны его, художника, касаться и тем самым, бывает, загоняет в тупик своих коллег, и даже некоторых, поди, и раздражает. А Дуленков, получив убедительный, для себя мотивированный ответ, довольный, сияющий, побежит дальше (в библиотеку, ОДТС, на поиски обоев, такое тоже входит в круг проблем художника. Дел у него всегда уйма!). Но ненадолго. Скоро откроется дверь, и Дуленков, иногда прямо с порога, а иногда с подходцем или с открытым полным неприятием, или очень тихо, я бы даже сказала ласково, пойдет задавать свои вопросы и вопросики. И пусть! Кино, как всем известно, делают единомышленники! Ему не нужна навязанная извне, пусть очень маститым автором и столь же маститым режиссером, правда. Ему нужно едино мыслить. Ему нужно обрести так необходимую для творчества свободу. Ему нужно до конца понять авторскую, режиссерскую концепцию и совместить ее со своей, имея одну-единственную цель: как можно точнее и полнее выразить своими средствами существо и форму будущей картины. И тогда он рисует эскизы, которые все время, пока снимается картина, висят на стенах рабочей комнаты на студии и ненадоедают, а напротив, все время тебя как бы держат в реальной атмосфере будущего фильма, служат неким камертоном, и тогда рождаются декорации, где интересно и удобно работать и режиссеру, и оператору, и актерам, а зрители... А зрители картин, как это часто бывает, там, где художник Борис Дуленков, вообще не воспринимают интерьеры как нечто построенное, придуманное... Зрители воспринимают эти интерьеры, как живые, реально существующие, так они достоверны, художественно убедительны".

На выставке представлены не только работы, посвященные кино. Здесь экспонируются и самостоятельные живописные полотна: портреты, пейзажи, натюрморты; наброски и зарисовки, сделанные во время путешествий, а также иллюстрации к журналам и книгам. И, что не менее интересно, - шаржи и портреты кисти Бориса Дуленкова, которые, как свидетельствовали очевидцы, между делом в процессе киносъемок он набрасывал. Эту неизвестную массовому зрителю часть творческого наследия Дуленкова (более 170 работ!), предоставленную галерее его сыном Владимиром, можно будет увидеть до 23 октября.

Живопись Москва Столица