06.10.2011 00:25
Общество

Только 22 процента российских школ используют электронные образовательные ресурсы

Лабораторные работы с использованем интерактивных ресурсов - примета времени
Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Спецвыпуск: Образование №223 (5599)
Читать на сайте RG.RU

С этого года в российских школах началась апробация интерактивных мультимедийных электронных учебников (ИМЭУ). Это часть большого проекта по внедрению электронных образовательных ресурсов, который реализуется в рамках Комиссии при президенте РФ по модернизации.

- Эксперимент по внедрению электронных образовательных ресурсов (ЭОР) стартовал примерно лет 7-8 назад, - рассказывает "РГ" руководитель отдела проектов в сфере информатизации образования Национального фонда подготовки кадров Светлана Авдеева. - Еще в 2004 году в рамках ФЦПРО в каждую российскую школу было поставлено 49 дисков с отобранными по конкурсу лучшими на то время электронными образовательными ресурсами (ЭОР). Тогда под этим подразумевались различные мультимедийные обучающие программы по школьным предметам. В 2006-2010 гг. в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования и проекта "Информатизация системы образования" было разработано свыше 130 тысяч различных электронных образовательных ресурсов. Это комплекты к школьным учебникам, мультимедийные образовательные модули, интерактивные карты, виртуальные лаборатории, электронные энциклопедии и словари, музыкальные и художественные произведения в цифровом виде... Все это было выложено в Федеральную систему информационных образовательных ресурсов и стало доступно каждой российской школе.

Проект, который реализуется в настоящее время, называется "Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения" и должен помочь учителям российских школ изменить парадигму российского образования в сторону деятельностного исследовательского активного постижения знаний. Ведь речь идет о ресурсах, которые разрабатываются уже в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов для начального и основного общего образования. Проект носит комплексный характер, в рамках него решаются вопросы разработки и использования ЭОР в российских школах.

- Школьники более 300 лет учились по бумажным учебникам, - рассказывает Светлана Авдеева. - Потом почти полвека по УМК - бумажным учебно-методическим комплектам, в которые помимо учебников входят рабочие тетради и методические пособия. И лишь в последние 5-7 лет учебники и УМК стали дополняться комплектами электронных образовательных ресурсов.

По данным различных исследований, от 12 до 22 процентов школ сегодня используют электронные образовательные ресурсы и инструменты. Как же изменяются результаты школьников в процессе такого обучения?

- Более 90 процентов педагогов, которые работают с ЭОР, применяют традиционные модели: используют экран или интерактивную доску, - отмечает Авдеева. - Гораздо реже учителя организуют групповую работу в классе, используя несколько компьютеров. К сожалению, мы понимаем, что далеко не у всех педагогов в школах достаточно компьютеров, чтобы организовать такую работу, у некоторых школ слабая пропускная способность интернет-каналов, чтобы активно работать с интернет-ресурсами в режиме on-line.

Однак порою педагоги, особенно старой закалки, просто не готовы осваивать новые методы работы. Как быть в таких случаях?

- Профессия учителя творческая, и педагоги в большинстве все же готовы использовать ИКТ и ЭОР, - уверена Авдеева. - Но, безусловно, нужна мотивация, которая подтолкнет учителя массовой школы к регулярному использованию ЭОР, к применению инновационных моделей обучения. Нужны методическая поддержка и консалтинг, материальное и эмоциональное поощрение и многое другое.

Компьютеры и всякие мультимедийные "фишки" - для ребенка штука интересная. Но медики с тревогой говорят о том, что теперь к компьютеру в школе ребенка приучают с первого класса.

- Безусловно, регулярные исследования влияния различных технических устройств, в том числе и компьютера, на здоровье школьников необходимы и их результаты должны быть широко доступны, - считает Светлана Михайловна. - Конечно, родители должны решать, в какой среде учиться их детям. Но ребенок сегодня не только в школе, но и дома окружен различными телекоммуникационными устройствами. Мир движется к информационному обществу.

- Но во всем надо знать меру и избегать крайностей, - подчеркивает наш эксперт. - Если учитель может объяснить тему предмета без компьютера, провести натурный эксперимент и качество усвоения материала при этом не пострадает, то в таких ситуациях лучше обходиться без компьютера. А вот если опыт сложный или даже в реальной жизни опасный, но необходимый для понимания каких-либо процессов, допустим в химии, - вот тут-то и пригодятся различные интерактивные ресурсы.

В Единой коллекции таких ресурсов хранятся инструменты, которые позволяют ученикам массовой, а не элитной школы заниматься исследовательской деятельностью при изучении химии, физики, биологии, географии, истории.

- В лабораторных работах по этим предметам важно передать исследовательскую сторону эксперимента от постановки задачи и определения модели входных данных до анализа полученных результатов, - уверена Авдеева. - Только тогда мы будем готовить выпускников, обладающих компетенциями жизни в информационном обществе.

Образование