Причины обысков в европейских офисах "Газпрома" - экономические, а не политические. Поводов для волнения нет, в этом уверены и российские, и немецкие эксперты. Однако одновременно Европа ищет альтернативные источники поступления газа.
Такое мнение высказали участники видеомоста Россия-Германия "Газ для Европы. Сотрудничество России и ЕС в газовой сфере". При этом, по словам представителя Немецкого института экономик Клаудии Кемферт, сегодня подобные вопросы поднимаются на политический уровень. "Но волноваться не стоит", - уверена эксперт.
С этой позицией согласна и заведующая отделом развития нефтегазового комплекса России и мира Института энергетических исследований РАН Татьяна Митрова. Вместе с тем она считает, что обыски оказались практически единственной возможностью для еврокомиссии получить экземпляры газовых контрактов, содержание которых является конфиденциальным и интересным для нее, с точки зрения сроков поставок, объемов и цен. Однако "пока я не вижу никаких поводов для беспокойства. Это не обвинения, не факты, а просто некие подозрения", - подчеркнула Митрова.
Вполне возможно, что с помощью обысков Европа старается заполучить дополнительный козырь в вопросах, связанных с ценой поставок, полагают российские эксперты.
Их объемы, действительно, весьма велики. Так, только по газопроводу "Северный поток" с вводом в строй второй нитки осенью следующего года планируется поставлять до 55 миллиардов кубометров газа в год. "Южный поток", который планируется заполнить газом с 2015 года, рассчитан на экспорт 63 миллиардов кубометров газа к 2018 году. Производство газа Россией также будет расти. По словам научного руководителя Российского энергетического агентства Леонида Григорьева, в США только что выпустили прогноз, по которому "на 2030 год прогноз производства газа нашей страной - 880 миллиардов кубометров, в то время как сейчас мы производим 600".
Объемы и определенное доминирование России как поставщика газа не во всем устраивает европейских коллег. Однако среди них есть понимание, что полноценной альтернативы нет, хотя и стратегия ограничения объемов поставок российского газа существует - от этого никуда не деться. По словам председателя правления Германского энергетического агентства Штефана Колера, "мы, конечно, к 2015 году сможем сэкономить значительную долю природного газа, в конечном итоге использование газа в Германии и в Европе будет уменьшаться". Поэтому, считают немецкие эксперты, это наша страна зависит от Германии в том числе, а не наоборот, так как энергоресурсы являются основной статьей российского экспорта.
По мнению же российских экспертов, подобная стратегия - ложная. Как считает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, Европе как покупателю газа надо было думать о достаточности объемов газа, которые они будут иметь в перспективе 10-20 лет. Представление же о том, что газа на Земле еще очень много - ложное: сегодня, привел он цифры, в стадии "после принятия решений об инвестициях" в мире находится всего 10 проектов на 85 миллиардов кубометров газа в год. При этом эти проекты в основном сосредоточены в Австралии и Новой Гвинее и все ориентированы на азиатский рынок. Для Европы остается очень мало.
Кстати, зависимость Европы от российского газа как объективную реальность оценили и немецкие эксперты, присутствовавшие на видеомосте. Как заявила Клаудиа Кемферт, "мы зависим от российского газа и не только из-за постепенного отказа от атомной энергетики, но и потому, что природный газ является экологически безвредным. Что касается альтернатив - Германия, конечно, будет использовать и уголь, но газ сохранит свое приоритетное положение".
С альтернативами, действительно, не густо. Так, пресловутый проект Nabucco, который должен вступить в строй в 2017 году, ориентирован на перекачку всего 31 миллиарда кубометров газа в год. А это меньше половины от пропускной способности того же "Южного потока". "Я не уверен в том, что из Nabucco что-то получится. Для строительства газопровода через Каспий требуется разрешение России, например", считает Штефан Колер. "Сейчас его реализовать, думаю, невозможно", - согласилась с ним Клаудиа Кемферт. Вопрос о доминанте российской стороны как поставщика газа на еврорынок остается камнем преткновения, показал прошедший видеомост. Хотя серьезных дополнительных источников поставок газа для Европы уже нет.
Вместе с тем желание постепенно переходить на альтернативные источники энергии, использовать сланцевый газ или уголь, например, в Европе, остается, и с этим России придется считаться при обсуждении вопросов, связанных с поставками газа в страны ЕС.