Осталось меньше трех месяцев до начала работы Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Это, как определил премьер-министр Владимир Путин, второй этап новой интеграции на просторах СНГ. Конечная стратегическая цель, напомним, создание Евразийского союза.
Какие новые возможности принесет нашим странам, объединившимся ранее в Таможенный союз, Единое экономическое пространство, какой эффект они уже получили? На эти вопросы "РГ" ответил ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев.
Сергей Глазьев: Здесь важно отметить, что десятилетиями Россия, Белоруссия и Казахстан развивались как единая страна с общим народнохозяйственным комплексом. Экономики бывших союзных республик дополняли друг друга, а тысячи кооперационных связей образовывали целостные воспроизводственные контуры с полным производственным циклом - от сырья до готовой продукции и от фундаментальной науки до технологий массового производства.
Сегодняшняя активизация интеграционных процессов - это целенаправленная политика на воссоздание утраченного два десятилетия назад единого экономического пространства в рыночных условиях. Эта политика предполагает активизацию сохранившегося научно-производственного потенциала, восстановление и развитие имеющихся контуров изготовления высокотехнологической продукции с широкой кооперацией и специализацией.
Такой подход позволит нашим государствам выйти из сырьевой ловушки на путь инновационного развития. Результаты расчетов по интегрированной модели межотраслевого баланса показали, что развитие экономической интеграции в рамках ЕврАзЭС способствует экономическому росту и создает значительные дополнительные возможности для преодоления сложившейся топливно-сырьевой направленности наших экономик. А по расчетам ученых РАН, государства-участники Таможенного союза за счет интеграционного фактора получат дополнительно около 15 процентов прироста ВВП к 2015 году. Эти расчеты делались до глобального экономического кризиса. По отношению к нынешнему уровню ВВП его прирост в результате интеграционных процессов будет еще больше. Какие еще аргументы нужны?
Создание полноценного единого экономического пространства означает общий рынок товаров, услуг, трудовых ресурсов и капитала, что будет способствовать повышению устойчивости к изменениям мировой экономической конъюнктуры. С созданием ЕЭП будут обеспечены свободный и равный доступ сторон к транспортным и энергетическим ресурсам, национальный режим предприятиям-резидентам при участии в госзакупках, гармонизация норм антимонопольной политики, формирование институтов проведения согласованной макроэкономической политики.
РГ: Какие вопросы предстоит решить за эти три месяца? Какие возникают проблемы?
Глазьев: Добротная правовая основа - это необходимое, но еще не достаточное условие эффективного регулирования единой таможенной территории и Единого экономического пространства. Для этого важно еще выстроить качественную систему таможенного и других форм государственного контроля за перемещением товаров, которые должны осуществляться единообразно.
Для этого необходимо скорейшее внедрение современных информационных технологий - интегрированной системы внешней и взаимной торговли и электронно-цифровой подписи. Расширение использования электронного обмена информацией в качестве альтернативы письменным документам обеспечит существенное сокращение времени и на проведение таможенных процедур.
РГ: Позволит ли создание ЕЭП решить наболевшую проблему монополизма на рынках?
Глазьев: Очевидно, что вместе с формированием общего рынка Таможенного союза во многих отраслях возрастает конкуренция. Это, в частности, касается химико-металлургического, агропромышленного, строительного комплексов и торговли. Предприятия этих отраслей имеются во всех трех государствах. Например, в строительстве с созданием ТС возросла конкуренция на рынке стройматериалов, важнейшие ниши которого монополизированы крупными компаниями, систематически завышающими цены на свою продукцию. Поэтому деятельность компаний на единой таможенной территории снижает монополизацию рынков, сделает многие товары более доступными потребителю.
РГ: В ЕЭП пока входят три страны. Если бы вам пришлось вести переговоры с нашими партнерами по СНГ о вступлении в ЕЭП, какие аргументы вы бы им привели, чтобы убедить их сделать этот шаг?
Глазьев: Эти аргументы очевидны. После десятилетия распада и деградации появление регионального Таможенного союза на постсоветском пространстве - важнейшее геополитическое достижение, дающее конкретные выгоды экономикам государств.
Восстановление производственной кооперации за счет отказа от таможенных барьеров оживит и выведет на качественно новый уровень ранее сложившиеся хозяйственные связи. Создание ТС и ЕЭП означает существенное снижение издержек, расширение масштабов производства и повышение конкурентоспособности объединяющихся в единую таможенную территорию национальных экономик.
РГ: Первым этапом новой интеграции было создание Таможенного союза. Кризис "не смазал" тот эффект, на который рассчитывали наши страны?
Глазьев: Действительно, благодаря политической воле руководителей интегрируемых государств политической воле и высокопрофессиональной работе сотен специалистов на результат Таможенный союз состоялся. С 1 июля начал действовать полноценный общий рынок товаров.
Устранение крайне "дорогих" для наших экономик таможенных, транспортных и технических барьеров снижает издержки производственной кооперации и способствует экономическому росту государств. Полноформатная работа единой таможенной территории создает условия для восстановления научно-технической и производственной кооперации предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Дальнейшая интенсификация торгово-экономических связей, в особенности в высокотехнологических отраслях, даст колоссальный дополнительный эффект.
Для наших граждан Таможенный союз существенно облегчает трансграничные связи, ликвидирует необходимость тратить уйму времени и сил на заполнение таможенных документов.
О неоспоримой выгоде создания единой таможенной территории говорят данные статистики внешней и взаимной торговли. Так, общий товарооборот Беларуси, России и Казахстана за первое полугодие 2011 года вырос более чем на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Произошел взрывной рост взаимной торговли внутри Таможенного союза, особенно на приграничных территориях (более чем на 40 процентов). Примерно на треть увеличились поступления от импортных пошлин в Беларуси и России, а в Казахстане - более чем в три раза.