06.10.2011 00:10
Культура

В Москве поставили спектакль по письмам Анны Тимиревой и Александра Колчака

Анна Фекета поставила спектакль по письмам Анны Тимиревой
Текст:  Елена Юринская
Российская газета - Федеральный выпуск: №223 (5599)
Читать на сайте RG.RU

Молодой режиссер Анна Фекета показала в Москве спектакль, в котором чудесным образом соединились хореография, вокал и напряженная драматическая коллизия. "Анна" - ее собственная сценическая композиция по письмам и дневникам Анны Тимирёвой и Александра Колчака.

Анна Фекета, окончившая факультет режиссуры музыкального театра ГИТИСа (класс Розетты Яковлевны Немчинской, умершей в год их выпуска), уже успела многое сделать. Пройти практику в Большом театре у Дмитрия Чернякова, посетить две режиссерские лаборатории у Камы Гинкаса, поставить несколько спектаклей в разных городах страны от Мурманска до Ростова-на-Дону, среди которых сказка-мюзикл об Аладдине, история гибельной страсти в пьесе Людмилы Разумовской "Медея", опера Доницетти.

Но, кажется, именно в истории последней любви адмирала Колчака и Анны Тимирёвой она нашла тот особенный, уникальный стиль, который многие пытаются освоить, но мало кто бывает в нем убедителен. Спектакль Фекеты "Анна", в котором единственную роль исполняет молодая, но уже известная актриса Театра Российской Армии Анастасия Бусыгина, начинается в мучительной, напряженной тишине, разрываемой лаем собак. Женщина, пытаясь преодолеть боль, рассказывает о лагерном бытии. Ужас, в котором она живет, позволяет ей быть прямой и резкой. Съеденные голодом тела крестьян, залитых заживо раскаленным металлом, - из таких картинок складываются первые моменты аскетичного спектакля Фекеты.

Ничто не предвещает, что этот затравленный болью голос взлетит ввысь и заговорит о любви. Но вот брошены лагерные одежды, легкое платье, изысканный поворот головы - и мы слышим морской прибой, а нары, превращенные в морской причал, еще через мгновение станут местом счастья.

Собственно, в этом и заключен фокус, который предлагает нам молодой режиссер. Она создает не бытовую, но психическую реальность, в которой живет ее Анна, - в ней сквозь лагерную пыль всегда светит солнце любви. Начиная историю с того момента, когда Анна Тимирёва, после гибели Колчака не отказавшаяся от него и его памяти, попадает в лагеря, режиссер стремительно перебрасывает ее в мгновения счастья, потому что почти 40 лет жизни, проведенные в лагерях, были освещены светом этой любви.

Поэтический потенциал истории позволяет актрисе свободно двигаться от внезапно возникающего танца к яростному, страстному пению (лейтмотивом станут песни Дианы Арбениной), вновь возвращаясь к нескончаемому диалогу, который ее героиня ведет с возлюбленным.

Танец перетекает в музыку, а слово замирает перед документальным экраном, точно вслушиваясь в шаги моряков, в шум бушлатов и морских волн, в сам шум истории, унесшей жизнь любимого, но не уничтожившей саму любовь.

Анастасия Бусыгина ломает руки, точно тюремные решетки, собственным телом пытаясь создать образ навеки погребенной в нем любви. Чем больше любви, тем тише страдание и тем меньше слов. К финалу ее героиня уже только танцует...

Спектакль молодого режиссера Анны Фекеты был показан единожды на сцене Центра им. Мейерхольда. Сегодня молодой режиссер работает в Мурманске. Но, кажется, она уже обрела способность рассказывать удивительные истории сложным и своим собственным языком, в котором документ - это часть поэзии, а поэзия - часть музыки, и все это принимает на себя тело актера, создающее неповторимый иероглиф личности.

Драматический театр