Четыре месяца назад Городской суд Петербурга отменил норму о "цензе оседлости" для фронтовиков, необходимом при получении жилья. А сейчас пересмотрел собственное решение - все осталось по-прежнему.
Так называемый "ценз оседлости" действует в Санкт-Петербурге с 1960-х годов. Согласно местному закону "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", претендовать на жилье от города может только тот, кто прожил здесь не менее десяти лет. Ценз действовал, принимался как данность.
Однако перед празднованием 65-летнего юбилея Победы он стал причиной серьезного конфликта: тысячи петербургских фронтовиков оказались за бортом государственной кампании по обеспечению ветеранов достойным жильем. История у всех обделенных, как правило, одна: в последние годы приехали "доживать век" к детям в Петербург, теперь теснятся в плохих условиях...
Несколько петербургских ветеранов решили бороться с цензом через суд. С иском обратились сразу три человека - участник войны Виктор Курятников, вдова фронтовика Нина Буйневич и труженица тыла Раиса Галина.
Они требовали не исключений лично для себя, а глобальных перемен - признать недействительным нормативный правовой акт, санкционирующий "ценз оседлости", не дающий петербургским ветеранам встать на жилищную очередь. Истцы дошли до Верховного суда - петербургский Городской суд вначале отказывался даже принимать дело к рассмотрению.
- Я ездил в Москву, в администрацию президента. Там сказали, что это незаконно: регион не вправе накладывать дополнительные ограничения на основания для предоставления социального жилья, перечисленные в статье 51 Жилищного кодекса РФ. То же самое мне заявили в Министерстве регионального развития РФ, - рассказывает сын Василия Курятникова Виктор. - Может, "ценз оседлости" в Петербурге и нужен, но не для ветеранов. Ведь их с каждым годом становится все меньше, и окончания десятилетнего срока смогут дождаться далеко не все.
В мае петербургские фронтовики праздновали победу - судья Городского суда Татьяна Гунько постановила удовлетворить иск, а значит, отменить норму о десятилетнем "цензе". Однако городская прокуратура подала кассационное представление в Верховный суд, и дело было возвращено на новое рассмотрение.
Новая судья Светлана Сухарева заняла другую позицию. После четырехчасового заседания был оглашен вердикт: норма о десятилетнем "цензе оседлости" для всех без исключения жителей Санкт-Петербурга остается в силе.
Присутствовавшие на суде старики встретили это известие очень эмоционально. Они намерены идти дальше и продолжать борьбу за обещанные государством квартиры. По словам адвоката истцов Татьяны Смирновой, после получения мотивировочной части решения ветераны подадут кассационную жалобу в Верховный суд. Но это - одна сторона вопроса.
Другая - по данным главы петербургского Жилищного комитета Юрия Осипова, за последние девять с половиной лет в Северную столицу переехали около 12 тысяч участников Великой Отечественной войны. Теоретически в случае отмены "ценза оседлости" все они могут встать на квартирную очередь и претендовать на первоочередное обеспечение жильем. Справиться городу с такой проблемой не по силам. Нынешний губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко пока никак не прокомментировал свое отношение к возможности отмены "ценза оседлости" - хотя бы только для фронтовиков.