Вчера на коллегии минюста прозвучало сенсационное предложение: ввести гибкую систему скидок на административные штрафы.
С такой идеей выступил директор Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков.
Инициатива может коснуться миллионов людей: автомобилистов, пешеходов, бизнесменов, тех же пресловутых "алкоголиков, дебоширов и тунеядцев". Ведь административные штрафы это самое что ни на есть народное наказание.
Суть идеи: у нарушителя будет некоторое время, в течение которого можно заплатить штраф со скидкой. В тех странах, где подобная система введена, скидки могут достигать до 50 процентов. На какой дисконт готовы наши законодатели и готовы ли они вообще пойти на такое, вопрос пока открытый.
Но в целом предложение заманчивое, по крайней мере, для простых людей. Мы все платили понемножку, чему-нибудь и как-нибудь. Ежегодно все государственные органы выписывают квитанций на миллиарды рублей. Подобные суммы набираются из мелочи, иногда ста - двухсот рублей штрафа за какое-то незначительное нарушение.
Проблема в том, что не все нарушители платят сразу и добровольно. За кем-то приходится побегать, кого-то заставляют, чьи-то счета и вовсе остаются неоплаченными. Но в этой вечной погоне за нарушителем государство тратит немалые силы и средства, которым при других обстоятельствах нашлось, быть может, лучшее применение.
Теперь главный судебный пристав страны предложил зайти с другой стороны: не принуждать, а стимулировать самих граждан к расплате. Мол, пусть почувствуют, что быть законопослушным - выгодно.
Как пояснил "РГ" Артур Парфенчиков, в разных странах установлен разный срок действия подобных скидок. Где-то - 72 часа, где-то неделя. Как показала чужая жизнь, система действительно работает: людям нравится экономить даже на штрафах.
Перейти улицу в неположенном месте за полцены, разве не заманчиво? Хотя с такими вещами, конечно, лучше не шутить. Кто пропустит срок, будет платить по полной. А если кто неприлично затянет, тому, не исключено, выставят "два счетчика".
Но это только один вопрос, который вчера обсуждался на большой коллегии Министерства юстиции РФ, посвященной развитию законодательства об исполнительном производстве.
В частности, как заявил министр юстиции Александр Коновалов, в России необходимо серьезно проработать вопрос о коллекторской деятельности.
- Недавняя весть о том, что один крупный банк намерен передать свои долги коллекторским агентствам, наводит на серьезные размышления: либо серьезно хромает система государственного взыскания, либо не в полной мере пока используются негосударственные возможности взысканий, - сказал министр, добавив, что "коллекторская деятельность сегодня в России не лезет ни в какие ворота".
В свою очередь замминистра юстиции Александр Смирнов отметил, что в разрабатываемой сейчас программе совершенствования в сфере исполнительного производства необходимо предусмотреть активное вовлечение в процедуру исполнения решений судов негосударственных субъектов.
- Сегодня имеется значительный потенциал неиспользуемых ресурсов негосударственных субъектов, - сказал он. - К сожалению, до сих пор не удалось найти концептуального понимания с участниками так называемого коллекторского рынка и выработать эффективную модель сотрудничества.
По его словам, в этой сфере могли бы активно использоваться не только коллекторские агентства, но медиаторы (специалисты по примирительным процедурам), частные детективы и иные негосударственные структуры.
- На уровне законодательства необходимо установить хотя бы минимальные требования к их деятельности в этой сфере и установить определенный перечень прав, - подчеркнул замминистра.
А директор ФССП - главный судебный пристав России Артур Парфенчиков также предложил расширить уголовную ответственность за неисполнение судебных решений. Под статью предлагается подводить граждан за неисполнение решений неимущественного характера, например, снос построек.
- На сегодняшний день у нас остается 6,5 тысячи исполнительных производств, связанных с обязанием сноса незаконно возведенных строений и освобождении земельных участков, - отметил он.
Кроме того, еще одной мерой, которая должна дисциплинировать должников, Парфенчиков предложил сделать декларирование должниками своего имущества. По его мнению, это позволит бороться с теми случаями, когда должники переводят свое имущество на третьих лиц.
- Сегодня перед должником даже не стоит вопроса уводить или не уводить, прятать или не прятать свое имущество, поскольку в принципе никакой ответственности за это он не несет, - подчеркнул Артур Парфенчиков.
После того как приставы, потратив огромные усилия на розыск имущества, что-нибудь найдут, по словам Парфенчикова, "никаких последствий для должника, сокрывшего имущество, не наступает". Поэтому и предлагается ввести подобные декларации. Подразумевается, что их будут подавать при начале розыска имущества. Если должник солгал, станет подсудимым. Такая перспектива, как считают сторонники идеи, заставит многих задуматься, а стоит ли прятать нажитое.
Главный судебный пристав подчеркнул, что сама структура привлечения к уголовной ответственности по составам, доступным судебному приставу, превентивна. Иными словами, она должна служить предупреждением. Человек будет знать, что ему грозит, и опасаться.
- Перед тем как возбудить дело, мы неоднократно предупреждаем человека о возможности привлечения его к уголовной ответственности, - сказал Артур Парфенчиков.
Так что сразу сажать тех же хозяев коттеджей под снос никто не собирается. Но если дело затягивается, хозяин проиграл все суды, а дом до сих пор стоит, здесь возможны жесткие варианты.
Хотя, надо признать, сама тема сноса спорная и неоднозначная. Можно вспомнить множество скандалов, когда простые люди просто становились крайними в чьих-то властных или бизнес-разборках. Понравился кому-то кусок земли, и человек на нем уже не хозяин. С другой стороны, приставы в таких делах тоже в некотором роде крайние: они лишь исполняют решения суда. Кстати, в прошлом году ФССП России привела в исполнение более 32 миллионов судебных решений.
Еще одна новость: в перспективе все должники, а также их друзья и возможные партнеры смогут узнать о долгах по Сети. Полная база исполнительных производств будет выложена в Интернете. Соответствующий закон уже принят.
Это не значит, что человек будет обязан сам узнавать про долги. Если он что-то упустил в своей жизни, ему напомнят. Любое исполнительное производство должно начинаться с уведомления должника.
Но теперь человек сможет легко навести справки, есть ли у него какие проблемы, а также узнать о действиях пристава. Обратная сторона медали, те же справки смогут навести любые заинтересованные лица: банки, работодатели, соседи. Невеста сможет пробить по базе долгов жениха, а жених - невесту.
Еще одна идея, прозвучавшая на коллегии, обсуждается уже давно: это арест так называемых специальных прав. В первую очередь здесь вспоминаются водительские права, но они не единственные. Есть, например, охотничьи лицензии, разрешения на рыбалку и тому подобное. Если должник ездит на дорогом лимузине, ему не принадлежащем, его согласно замыслу могут лишить водительских прав. Тогда, быть может, человек задумается. Но если он зарабатывает на жизнь тем, что крутит баранку, прав его не лишат. Иначе, как он заработает и отдаст? Однако, чтобы подобная система появилась у нас, необходимы изменения в законах. Соответствующие проекты обсуждаются.
Другая новость со вчерашней коллегии: служба судебных приставов предлагает предусмотреть возможность направления повесток фигурантам уголовных и административных дел по мобильной связи и электронной почте. Допустим, человек должен выступить в суде, как свидетель, но он даже не знает, когда заседания. Слать повестки по почте - уже прошлый век. Люди сегодня мобильны, и могут годами не заглядывать в почтовый ящик по месту прописки.
Но иногда бывает, что суд не может обойтись без того или иного человека. Тогда приходится его приводить насильно, высылая по адресу судебных приставов. По словам Артура Парфенчикова, приставы часто сталкиваются с тем, что люди просто не были проинформированы, когда им необходимо явиться в суд. Многие и вовсе не знали, что их ждут в такой важной инстанции.
Также Артур Парфенчиков предложил внести изменения в закон о полиции и обязать полицейских проверять всех задержанных лиц и имущество по разыскным базам судебных приставов. Приставы осуществляют розыск имущества должников, а также самих должников, однако не имеют права, например, остановить автомобиль на дороге.
Да и нет смысла наделять приставов такими правами, когда есть ГАИ. Просто надо наладить взаимодействие. Артур Парфенчиков также отметил, что сами приставы уже оказывают существенную помощь сотрудникам полиции. С начала 2011 года приставы уже обнаружили и передали сотрудникам полиции более 300 подозреваемых в совершении преступлений.
Предложения минюста
1. Ввести скидки на штрафы, если человек их выплачивает сразу.
2. Обязать злостных должников декларировать имущество под угрозой уголовного наказания за ложь.
3. Ввести ограничение специальных прав, например, водительских.
4. Создать в общем доступе единую базу должников по исполнительным производствам.
5. Расширить участие в исполнительном производстве негосударственных структур: коллекторских агентств, медиаторов, частных детективов.
6. Ввести уголовную ответственность за злостное неисполнение решений неимущественного характера, например, о сносе незаконных построек.
7. Развивать электронные формы оплаты: через специальные терминалы, по сети Интернет и т.д.
8. Высылать судебные повестки по электронной почте, информировать людей по сотовому телефону.
9. Увеличить срок давности предъявления исполнительного листа, что позволит увеличивать рассрочку.