11.10.2011 00:05
Экономика

Москве и Баку необходимы новые импульсы развития для модернизационного рывка

Текст:  Александр Караваев
Российская газета - Азербайджан: №227 (5603)
Читать на сайте RG.RU

В чем ценность азербайджанских ресурсов, азербайджанского рынка и инфраструктуры для экономики России, для укрепления ее влияния в регионе? Азербайджан стал не просто конкурентоспособным и привлекательным для инвесторов, но и достаточно влиятельным государством.

В сентябре агентство Fitch Ratings подтвердило оценки долгосрочного рейтинга Азербайджана на инвестиционном уровне. Напомним, что в мае 2011 года рейтинг Азербайджана со "стабильного" (ВВ+) поднялся на уровень "позитивного" (BBB-). Иными словами он сравнялся с рейтингом Турции. Причем турецкая экономика получила такую оценку лишь осенью. Немаловажным обстоятельством надо признать тот факт, что рост происходит на фоне финансовой нестабильности в Европе и США, а также замедлении экономической динамики в странах БРИК.

Характерно, что аналитики западных инвестиционных компаний, оценивая популярность среди инвесторов новых растущих экономик, предлагают ввести в политэкономический оборот новую группу роста - так называемые CIVETS (Colombia, Indonesia, Vietnam, Egypt, Turkey, South Africa). По объему экономики Азербайджан пока не может претендовать на вхождение в данную когорту, но по качеству экономической активности и уровню ведения бизнеса оценки страны совпадают с данной группой. Таким образом, стратегический партнер России в каспийско-черноморском регионе, на стыке Кавказа и Среднего Востока, становится зоной устойчивого роста. Из этой констатации следует, что Москве и Баку необходимы новые импульсы развития, новые проекты двустороннего взаимодействия, изыскание резервов для наращивания модернизационного потенциала в контексте общего сотрудничества в пространстве - от экономики и безопасности, до культуры и науки.

Какие резервы можно использовать? Попробуем их бегло перечислить. В области торгово-экономических отношений усилия межведомственной координации можно сосредоточить на ряде стратегических позиций. Среди них несколько важнейших задач: подписание договора о взаимной защите инвестиций и комплексное развитие транспортных коммуникаций. В плане последней темы необходимо строительство железнодорожного моста через реку Астара и соединение азербайджанской и иранской магистрали, что дает возможность подключить Азербайджан к железнодорожной части мультимодального транспортного коридора "Север-Юг". Очевидно, что российские компании стали активно выходить на иранский сырьевой рынок: "Ростехнологии" договорились с иранскими властями о реализации совместного проекта по освоению свинцово-цинкового месторождения Mehdiabad, крупнейшего в мире из известных цинковых месторождений; компания "Русал" рассматривает возможность строительства в Иране алюминиевого завода мощностью 375 тысяч тонн. Азербайджан может стать дополнительным если не основным транспортным узлом в реализации этих проектов. В развитии этой темы, необходимо, наконец, организовать постоянное паромное сообщение Баку-Астрахань.

В связке с транспортом идут вопросы таможни. Есть резервы для еще большего улучшение качества таможенного обслуживания на границе РФ-Азербайджан: внедрение электронного декларирования и интегрированной базы участников двусторонней торговли, для повышения скорости таможенного оформления.

Перспектива взаимодействия в социокультурной и образовательной сфере видится через призму создания позитивной репутации и благоприятного имиджа наших государств в обществах обеих стран. В этой связи необходима предварительная консультация и разработка соглашения о взаимном развитии культурно-деловых центров в городах России и Азербайджана (подобный опыт впервые будет воплощен в Астрахани). В подобных центрах должна быть постоянная экспозиция достижений культуры страны, зал для проведения концертных мероприятий, офисы фирм и магазинов, торгующих национальными брендами (порядка 70 азербайджанских компаний могут выйти со своими товарами на российский рынок).

Далее, необходимо создание полноценных программ по молодежному обмену, взаимным поездкам студентов и школьников. В более широком видении целесообразно подготовить совместные проекты в области молодежной политики. Учитывая принадлежность России и Азербайджана к Каспийскому региону и растущее значение данного региона в контексте мировой политики, представляется целесообразным введение в образовательную программу ВУЗов, имеющих кафедры стран СНГ, изучение каспийской тематики через призму региональной интеграции. Ко всему прочему целесообразно увеличить количество часов изучения азербайджанского языка на специализированных кафедрах ведущих вузов России. Также необходимо поддерживать условия для развития туризма на Каспии, формировать общие туристические кластеры.

Учитывая растущее значение кинематографа в системе культурных ценностей молодежи, а также еще не окончательно утраченные традиции советского кинематографа, перспективной идеей, в том числе с коммерческой точки зрения, представляется создание российско-азербайджанского продюсерского центра, нацеленного на создание совместных кинематографических проектов, затрагивающих важные для обеих сторон темы.

Отдельно следует говорить о перспективах межрегионального сотрудничества наших стран. Если по объему двусторонних межрегиональных отношений с Азербайджаном пока выделяется регион Москвы, что вполне закономерно, то по перспективам и неиспользованным резервам несомненно Астраханская область. Недавно между правительствами Астраханской области и Азербайджаном было подписано новое долгосрочное межправительственное соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.

Астрахань очень интересный, но не единичный пример межрегионального сотрудничества. В настоящее время во внешнеторговую деятельность с Азербайджаном вовлечены более 500 предприятий и организаций, находящихся на территории 71 из 80 субъектов Российской Федерации. В рамках межправительственных соглашений между субъектами России и Азербайджаном работают 5 межправительственных комиссий, а два региона (Татарстан и Дагестан) имеют свои представительства в Баку.

Важным этапом в развитии регионального взаимодействия стало назначение главы СКФО Александра Хлопонина на пост сопредседателя межправительственной комиссии от российской стороны. Это знаковое решение Москвы можно рассматривать через призму создания общих программ межрегионального сотрудничества по линии Северный Кавказ - Азербайджан. Однако в настоящий момент потенциал торгово-экономического сотрудничества между Азербайджаном и субъектами СКФО используется не в полной мере. Очевидно, в ближайшей перспективе отношения регионов наших стран будут выходить на качественно новый уровень. Подтверждением тому служит недавний визит в Баку большой делегации Северного Кавказа во главе с Александром Хлопониным.

В ближайшие годы Россию ожидает подъем в области науки, инновационных проектов и высокотехнологичной промышленности. Во всяком случае, на эту перспективу многие эксперты смотрят с оптимизмом. В этой связи разумно продумать условия для создания и поддержки российско-азербайджанских проектов в области новых материалов и компьютерных технологий на базе центров в Сколково, Института ядерных исследований в Дубне, азербайджанской Региональной инновационной зоны. Необходим поиск новых программ сотрудничества между Академиями наук двух стран. В качестве конкретного проекта можно проработать возможность создания в Баку международного Центра исследований Каспийского моря по проблемам океанографии, сейсмологии, биологии, сохранение экосистем.

Отдельным перспективным направлением должно стать развитие инновационных проектов в сфере медицинского обслуживания. Следует разработать специальную программу оказания содействия в повышении квалификации азербайджанских медиков по различным профилям инновационной медицины. На двустороннем уровне обсудить организацию совместного центра высоких медицинских технологий в приграничных регионах наших стран по онкологии (с привлечением специалистов РОНЦ им.Блохина), лечению сердечнососудистых заболеваний, травматологии, ортопедии и эндопротезированию.

Учитывая расширение транспортных потоков, было бы целесообразно подготовить программу мероприятий по развитию и совершенствованию медпомощи при дорожно-транспортных происшествиях вдоль российско-азербайджанского участка коридора "Север-Юг". Усилить меры по совершенствованию санитарного и эпидемиологического контроля. В целом, по линии МЧС, Минтранса, МВД, Министерства здравоохранения и других ведомств можно разработать и согласовать стратегию (план действий) в области охраны и безопасности МТК "Север-Юг" как по наземным, так и по морским магистралям. Кстати, вполне конкретные шаги в этом направлении уже предпринимаются. В частности, глава МВД РФ Рашид Нургалиев и его азербайджанский коллега Рамиль Усубов несколько дней назад подвели итоги оперативно-розыскных операций "Граница - 2011". На встрече в Баку главы МВД обеих стран обсудили состояние сотрудничества в области обеспечения безопасности, борьбы с организованной преступностью, терроризмом и т.д.

Несколько слов по газовому сотрудничеству России и Азербайджана. Исходя из доклада Международного энергетического агентства (МЭА) за 2011 год мировое потребление природного газа к 2035 году вырастет более чем на 50% по сравнению с показателями 2010 года. Перспективы газовой индустрии укрепились после того, как страны Евросоюза объявили о планах отказаться от АЭС. По мнению экспертов, природный газ имеет все шансы стать главным энергетическим ресурсом Европы в случае, если страны Евросоюза вслед за Германией откажутся от строительства и использования АЭС. В частности, немецкие власти приняли решение, согласно которому Германия должна закрыть все атомные электростанции к 2022 году. Поэтому газовое сотрудничество России с Азербайджаном должно исходить из долгосрочной стратегии, выходящей за пределы ближайшей перспективы.

Растущие объемы газовой добычи Азербайджана могут стать частью ресурсной базы заполнения черноморского газопровода "Южный поток".

В заключение о сотрудничестве в области безопасности. Современную безопасность следует мыслить с учетом реальных, а не гипотетических угроз возникающих в регионе. Фокус внимания необходимо сместить от геополитических вызовов на службы, осуществляющие поддержание гражданской безопасности. В частности межведомственное сотрудничество МЧС, спецслужб и армии должно быть направлено в сторону постепенного создания многопрофильных региональных сил реагирования на кризисные ситуации (техногенные и экологические катастрофы, морские бедствия, аварии на добывающей инфраструктуре, атаки террористов и наркобизнеса). Этот подход должен предусматривать интегрированное взаимодействие сил МЧС, МВД, пограничных ведомств, и ВМС двух стран. Возможность создания таких сил может стать следующим шагом после подписания Россией и Казахстаном подготовленного Азербайджаном текста Соглашения по безопасности, регулирующего взаимные гарантии. В качестве гарантий от возникновения непредвиденных инцидентов, необходимо предусмотреть создание Единого Операционного Центра Реагирования и Информационного Мониторинга на Каспии для выдачи оперативной информации в порты базирования сил МЧС и ВМС каспийской "пятерки". Подобный Центр может быть организован в Баку.

На уровне экспертного взаимодействия военных нужно рассмотреть все варианты использования Габалинской РЛС после 2012 года. Кроме традиционного военного использования станции, возможно, продумать совместную систему ПРО от потенциальных внешних угроз, Россия и Азербайджан могут создать совместный проект научного применения объекта для изучения ионосферы Земли.

Новые перспективы развития, все более взыскательные ожидания граждан наших стран, а также неожиданные риски и вызовы, с которыми Азербайджан, Россия и шире весь регион столкнется во втором десятилетии XXI века, требуют консолидированных решений по всему комплексу вопросов социальной, экономической, информационной политики. Ответственная и качественная работа по умножению социально-экономического потенциала двух стран создаст более конкурентоспособные общественные системы в наших государствах, и улучшит качество жизни граждан.

Инновации