Авиационного топлива отечественным перевозчикам может не хватить до конца октября, если оно не будет выделено из Росрезерва, заявил вчера замминистра транспорта Валерий Окулов.
По его словам, в связи с проблемой дефицита авиакеросина, начавшегося в конце августа текущего года, было принято решение о выделении 180 тысяч тонн топлива из Росрезерва. "Проект постановления был подготовлен, принципиальное решение принято", - сказал замминистра. Этого количества хватит до января, считает он. Минтранс специально направлял в минэнерго расчеты помесячной потребности керосина на конец этого года и на следующий год, сказал Окулов, отвечая на вопрос "РГ"."На биржах сейчас сухо",- констатировал замминистра. Ряд НПЗ закрыты на профилактику. Он надеется, что, как только они откроются, ситуация выправится.
Однако по словам президента Союза нефтегазопромышленников России Геннадия Шмаля, проблема скорее связана с плохой организацией поставок топлива. А также низким уровнем оснащения заводов, что делает производство авиатоплива дорогим.
Как рассказал эксперт "РГ", российские заводы расположены иррационально. Половина - вдоль Волги. Когда-то это было оправданно. Но "попробуйте сейчас, довезите топливо из Самары в Красноярск. При нынешних железнодорожных тарифах, это обходится очень дорого", - полагает экспернт. Он предлагает в каких-то случаях подумать над строительством прямого трубопровода из НПЗ в хранилища аэропортов.
"Сегодня мы до сих пор не знаем, сколько нам топлива надо для различных регионов", - уверен Шмаль. Поэтому отсюда возникают проблемы с логистикой и с ценой на топливо, которая, несомненно, будет расти, причем на все его виды. Притом что мировая цена на нефть до сих пор держится довольно высокой.
Россия - ЕС
До конца года по инициативе депутатов в Госдуму может поступить законопроект, который даст отечественным авиакомпаниям юридическое основание не платить Евросоюзу за выбросы их самолетов, которые попадают в европейское воздушное пространство. В противном случае все перелеты через страны Евросоюза подорожают.
Россия также не намерена на своей территории для других стран вводить аналогичные экологические квоты, хотя это для ЕС было бы на руку, отметил вчера же Валерий Окулов накануне Авиационного саммита Россия-ЕС в Санкт-Петербурге.
Он отметил, что на нем планируется как раз обсудить этот и другие острые вопросы взаимоотношений авиавластей России и Европы. Кроме России платить за пролет над Европой не согласны еще 22 страны. В Дели они этой осенью подписали совместную резолюцию, в которой выражается протест против введения такой односторонней меры. В их числе и США Конгресс уже одобрил предложение о запретите покупки авиакомпаниями квот на выбросы углекислого газа в европейском небе. Теперь слово за американским сенатом.
Кроме того, ряд авиаперевозчиков Америки подали в суд на ЕС, но процесс долгий и решение вряд ли будет принято до начала 2012 года. Именно в это время, согласно принятому ЕС закону, авиавласти начнут взимать эконалог со всех без исключения перевозчиков. По экспертным оценкам, российской авиаотрасли лететь над Европой, в том числе и в Калининград, будет стоить в год 20-25 миллионов долларов. По словам Окулова, эта сумма будет расти, ведь процент бесплатных квот на выбросы станет сокращаться - с 85 процентов сначала до 83 процентов и так далее. Объемы перевозок при этом по отношению к 2010 году, который взят ЕС за отправную точку, станет возрастать. Потенциал роста объемов перевозок между Россией и Европой очень значительный, отметил Окулов. В этом году он может составить 42 процента. Идет увеличение и туризма в ЕС на фоне сокращения полетов в Турцию и Египет.
Экологически налог может сильно затормозить развитие перевозок, ведь авиакомпаниям, которые не будут платить, ограничат полеты 85 процентами бесплатных квот, пояснил Окулов. При этом он отметил, что в России радикально обновился парк воздушных судов, что сократило потребление топлива самолетами в два раза. На данный момент вся отрасль потребляет меньше керосина, чем было в 2007 году, сказал замминистра. Российские перевозчики вложили колоссальные средства в обновление авиапарка, и наказывать их квотами нелогично, считает он.