Роскосмос пересмотрел основные положения федеральной космической программы для повышения коммерческой отдачи от ее реализации: главным приоритетом станет создание спутников дистанционного зондирования Земли, навигации, связи. К 2015 году планируется увеличить количество спутников дистанционного зондирования Земли с 5 до 20 космических аппаратов. Как делают бизнес на зондировании, "РБГ" рассказывает вице-президент инженерно-технологического центра "СканЭкс" Ольга Гершензон.
- Каково участие бизнеса в деле дистанционного зондирования Земли из космоса?
- Большинство проектов, которые реализуются в сфере дистанционного зондирования из космоса, обеспечиваются работой бизнеса. А регулирование и правила работы в отрасли определяют государственные органы в лице Роскосмоса.
В России сложилась довольно странная ситуация. В секторе дистанционного зондирования мы начали работать еще в 1989 году. Тогда не было ни регулирования, ни рынка, ни бизнеса в этой области. Всего за двадцать лет мы сформировали это направление практически с нуля. И чем больше мы инициировали проектов, чем больше интереса вызывали они у государственных организаций, тем пристальнее следили за нами регулирующие органы. В какой-то момент появилось лицензирование. Хотя с точки зрения сегодняшнего Закона "О космической деятельности" работа с данными дистанционного зондирования не входит в систему определений космической деятельности и по идее не может вообще лицензироваться. В определения-то не входит, а в закон о лицензировании включили прием, обработку и распространение данных дистанционного зондирования. Хотя если сравнить с телевизионными системами - то существует спутниковое телевидение, есть и пользователи спутникового телевидения.
Если следовать предложенной логике, которая заложена в законе о лицензировании, все, кто смотрит телевизор, должны получить на это лицензию. Конечно, это нонсенс. Мы же утверждаем, что развиваем потребительский рынок. Роскосмос по своей сути, своему Уставу и Положению о нем должен заниматься исключительно запуском спутников. А уж сам потребитель решает, в какой форме ему данные, полученные со спутника, покупать или нет. А также как использовать.
- Для того чтобы упорядочить ситуацию, нужны ли дополнительные законы?
- Нужно политическое решение. Сравните с США! В сфере космического дистанционного зондирования успешно работают две коммерческие компании. В какой-то момент в США приняли положение о том, что органы государственной власти обслуживаются коммерческими компаниями. И этого тезиса последовательно придерживаются. При этом у них есть фьючерсные сделки. Как раз на все то, что обеспечивает национальное агентство по пространственной разведке и т.д. Ведомства обслуживаются коммерческими компаниями. Последние за свои деньги запускают, частично с участием государства, спутники. Нам же надо создать рыночные механизмы, а не укреплять монополию какого-то одного ведомства.
- Кстати, среди коммерческих организаций вы единственный на этом поле игрок?
- Мы рассматриваем три поля деятельности: первое - оборудование для приема данных. Второе - распространение полученных данных. Третье - информационные сервисы на основе этих данных.
Во всех трех нишах есть свои игроки. В части производства оборудования в России работает ОАО "РКС" ( "Российские космические системы"). У них, так исторически сложилось, была своя линия производства наземных станций для приема информации со спутников дистанционного зондирования.
Есть еще НИИ ТП - предприятие, входящее в РКС. Они также занимаются производством станций приема, но на рынке представлены еще не широко в силу определенной специфики. Других крупных игроков на этом поле у нас в стране нет.
Что касается распространения данных, то здесь активно трудятся около восьми фирм. Есть федеральный оператор национальных систем ДЗЗ - НЦ ОМЗ, но число национальных спутников исчезающе мало, качество отечественной космической информации невысокое, на мировом рынке данных ДЗЗ почти не представлена в силу разных причин. Успешно трудятся фирмы, которые разрабатывают специальное ПО. Например, компания "Ракурс", у которой в 35 странах есть дистрибьюторы. Они продают специальное ПО для обработки аэрокосмической съемки.
- Что еще препятствует развитию этого бизнеса?
- Несмотря на то что эффективность работы всех органов государственной власти, субъектов Федерации, муниципалитетов могла бы сильно улучшиться с точки зрения функционала использования космической информации, нет нормативных актов, которые бы заставляли органы государственной власти использовать такую информацию. Представьте себе: вы - контролирующий орган, к примеру, Росприроднадзор. И можете из космоса в режиме реального времени детектировать нефтяное пятно в какой-нибудь акватории. А потом оштрафовать виновных. Но Росприроднадзор такой возможностью не пользуется. И других средств мониторинга у него нет. Хотя вроде принята определенная программа на сей счет. Но только вот беда: внедряется она уже пятнадцать лет. И иностранные суда, зайдя в нашу зону, смело сливают нефтепродукты, промывают танкеры. Потому что знают - за ними не следят.
- Что надо предпринять в ближайшее время?
- Первое - нормативно-правовые акты, связанные с выполнением органами своих функций, необходимо привести в соответствие с возможностями космического мониторинга. То есть нужна законодательная инициатива. Может быть, стоит назначить высокого чиновника в правительстве, который бы отвечал не только за работу Роскосмоса, но и за реальное повышение эффективности использования космической информации и внедрения ее в систему управления. Во-вторых, в 94-й ФЗ необходимо вводить изменения по части размещения в открытом доступе всех данных, закупаемых госструктурами. Это существенно увеличило бы прозрачность и позволило избежать различных коррупционных схем. Это бы привело к большой эффективности закупок. В-третьих, нельзя давать возможность монополизировать отрасль космической съемки. Тот проект закона "О внесении изменений в Закон РФ "О космической деятельности", который сейчас обсуждается в правительстве и будет в скором времени вноситься в Думу, требует качественных изменений.