12.10.2011 00:21
Общество

Психолог: Экстрим-тренинги могут и сплотить коллектив, и разделить его

Рынок экстремальных услуг продолжает развиваться
Текст:  Адиля Зарипова
Российская газета - Федеральный выпуск: №228 (5604)
Читать на сайте RG.RU

Прожить два дня в лесу с завязанными глазами, провести ночь в заброшенной каменоломне или прогуляться по дорожке из раскаленных углей - рынок экстрима способен предложить скучающим клиентам все, что угодно.

Цена вопроса - порядка пяти тысяч рублей. Именно столько в среднем стоит участие в экстремальном тренинге. Речь ведь идет не о причуде наподобие катания между вагонами метро, а о "серьезном психологическом опыте", "познании себя" и "борьбе со страхами". И рассчет организаторов, соответственно, не на опьяненных адреналином подростков, а на скучающий и пресыщенный средний класс.

Один из популярных тренингов, к примеру, предлагает всем желающим похорониться заживо - заплатив пять тысяч, вырыть себе могилу в лесу, лечь в нее со шлангом в зубах и позволить себя закопать. Само собой, "работа со страхом Смерти и со стихией Земли" проходит под присмотром организаторов, согласно учению магистра космоэнергетики. К слову, идея пережить собственные похороны без риска для здоровья, по крайней мере физического, привлекает многих.

- Когда меня раскопали, я был счастлив и появилось чувство любви ко всем на земле. Я был очень рад тому, что произошло и я смог победить себя. И все фильмы про то, что люди из могил раскапываются сами, полный бред! Там и пошевелиться-то невозможно, - делится впечатлениями на тематическом форуме "воскресший" интернет-пользователь Kahasta.

Участие в тренинге - это способ реализовать вполне естественное желание испытать самого себя в экстремальной ситуации, считает психолог Сергей Ениколопов:

- Всем нам интересно знать, как мы проявим себя в стрессовой ситуации. Это то, что сам человек о себе не знает. Не секрет, что в такой момент человек часто совершает поступки, которых от него никто не ожидал. Тихоня в критический момент может оказаться героем, а тот, кто всегда ставил себя на первое место, - трусом. Однако у моды на экстрим есть и другая сторона, гораздо более неприятная - это скука, разочарование в обыденной жизни, поиски смысла. Очень часто за этим стоит автодеструктивное поведение, вплоть до попытки суицида, правда, несколько облагороженное.

Недаром триллеры - чем кровавее, тем лучше - становятся лидерами мирового проката. Идея примерить леденящий душу сюжет на себя будоражит умы многих. Однако оказаться участником экстремального приключения сегодня можно и не по своей воле. Организаторы экстремальных тренингов готовы не только удовлетворять адреналиновую жажду любителей-одиночек, но и заняться формированием корпоративной культуры целого коллектива.

Такое понятие, как тимбилдинг, - укрепление командного духа среди коллег - уже стало частью офисного жаргона. Одни компании организуют для сотрудников коллективный отдых на природе, способствующий сближению по-русски, другие, следуя западной методике, приглашают специально обученных тренеров. Но все это - вчерашний день, уверяют работники рынка экстрим-услуг, ничто не встряхнет и не сплотит коллектив лучше, чем совместный марш-бросок через непроходимый лес или сплав по реке на собственноручно построенном плоту.

Максим - новичок на рынке экстрима. Поиск интересной работы, не требующей особых навыков и знаний, привел его в команду экстрим-тренеров. Суть работы новобранцу объясняли доступно, заставив испытать ее, как говорится, на собственной шкуре.

- Представьте, приходите вы на собеседование, вам выдают клочок бумаги и говорят: вторая часть собеседования будет проходить там, сбор у церкви, - вспоминает Максим. - На клочке - карта, скорее, схема поселка где-то в Подмосковье, схематически указано: Москва - там. Как будешь добираться, решай сам.

Впрочем, работа интересная, и оплата - от двух до четырех тысяч рублей за день тренинга - вполне достойная. К тому же есть о чем рассказать друзьям, признается начинающий экстрим-тренер:

- Заказов много, особенно летом. Мы уже тренировали коллективы трех крупнейших российских сотовых операторов. Участникам, как правило, от 25 до 40 лет. Весело смотреть на этих людей - менеджеров, замученных работой и карьерой. Они при галстуках, в дорогой обуви приезжают в лес, не зная, что их ждет. А их встречает девчонка, у которой ноги по колено в грязи, выдает резиновые сапоги, кое-какие инструменты и говорит: "Лагерь с теплом, светом и цивилизацией находится на другом берегу реки. Стройте плот и плывите".

Правда, и самим организаторам тренингов вдали от цивилизации бывает несладко. Однажды Максим простоял целый день на трассе под проливным дождем. От него требовалось размахивать флагом, привлекая внимание проезжающих машин, чтобы в момент формирования командного духа никто из участников не угодил под колеса.

Стоимость каждого тренинга рассчитывается индивидуально в зависимости степени экстремальности предстоящего приключения. В среднем выходит от двух до пяти тысяч рублей на человека. По-разному оцениваются, к примеру, тренинг-тренировка, где участникам предлагают заняться спортом, пусть и в необычных условиях, и тренинг "школа выживания", обещающий работу со страхами и тренировку внимания на пределе физических возможностей. Играет роль и место проведения тренинга - кто-то ограничивается Подмосковьем, кто-то, не жалея средств, отправляет сотрудников на экстремальную прогулку по лесам Карелии.

Совместный стресс может как сплотить коллектив, так и разделить его на лидеров и неудачников

И все же тренинг такого рода - это отнюдь не веселое приключение и не корпоратив. Слепое желание руководства разнообразить трудовые будни коллектива может привести к плачевным результатам, говорит психолог Сергей Ениколопов:

- Если на участие в обычном тренинге, каким бы он ни был, человек идет по собственному желанию, то в данном случае он обязан участвовать. Излишне говорить о том, что далеко не каждый человек готов к подобному опыту. Действительно, тренировки "на выживание" могут помочь сплотить команду, воспитать взаимовыручку. И это необходимо, когда речь идет, например, о военных, пожарных, спасателях - это соответствует их рабочим задачам. Но мне трудно представить себе, зачем подобные испытания на прочность бухгалтерам или банковским служащим.

По мнению психолога, совместный стресс может как сплотить коллектив, так и, напротив, разделить его на лидеров и неудачников: "Сама идея заставить риелторов или страховых агентов бегать по лесу наперегонки, лазить по пещерам или прыгать с высоты, конечно, забавна. Но помимо того, что человек может быть физически не подготовлен к испытанию, он просто может оказаться не на высоте, подведет всю команду. Неудача лишит его уважения в собственных глазах и глазах коллег, только прибавит неуверенности. Что делать, если у неудачников появятся проблемы в коллективе? Уходить? Судиться? Мне кажется, что руководители, устраивая своим сотрудникам шоковую терапию, должны быть готовы пожинать плоды своей глупости - не склонные к экстриму сотрудники предпочтут уйти, а кто-то и в суд подаст на излишне эксцентричное руководство".

Образ жизни