Наноиндустрию сегодня можно строить двумя параллельными путями, считают эксперты.
Первый - использовать то, что уже существует на рынке в виде конкретных продуктов, технологий, и развивать масштабно при поддержке бизнес-структур и государственного регулирования применения нанопродукции. Второй путь - ускорение работ, находящихся на стадии исследований и опытных разработок. При этом самое главное - подготовить научную среду для решения приоритетных задач.
В президентской инициативе "Стратегия развития наноиндустрии" отмечается, что революционные изменения, связанные с внедрением нанотехнологий, приведут к резкому уменьшению потребности в неквалифицированных видах труда, предъявят новые требования к системе образования. Образование в XXI веке должно стать по-настоящему доступным и непрерывным, говорится в Стратегии. Междисциплинарный подход будет постепенно приходить на смену отраслевому, что сформирует условия для подготовки специалистов с системным мышлением, способных воспринимать нанотехнологию как сплав индустрии, науки, экономики и духовной организации общества.
Оптимальной площадкой для осуществления междисциплинарной подготовки могут стать ведущие классические университеты, располагающие полным спектром как естественно-научных, так и гуманитарных факультетов. "Подготовка кадров в области нанонауки и нанотехнологий должна осуществляться на базе вузов, обладающих как высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, так и необходимой инфраструктурой образовательного процесса, - говорит директор департамента образовательных программ "Роснано" Елена Соболева. - Для более эффективной подготовки наноиндустриальных кадров необходимо производить дооснащение вузов, участвующих в междисциплинарной подготовке кадров, современным специальным научно-технологическим оборудованием, поддерживать и развивать функционирование уникальных комплексов и мегаустановок".
Это направление уже начало успешно реализовываться в рамках федеральных целевых программ "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации" и "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" до 2013 года.
Основой современной системы подготовки кадров, отвечающей инновационной экономической модели, могут стать научно-образовательные центры (НОЦ), объединяющие под одной "крышей" научно-исследовательский институт, кафедру, лаборатории РАН, малые инновационные структуры и т.д. Концепция НОЦ нашла очень мощную поддержку в ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России". Именно в НОЦ можно обеспечить непрерывную систему подготовки кадров высшей квалификации в рамках единого научно-образовательного и инновационного процесса.
По мнению аналитиков, основу НОЦ должны составлять ведущее образовательное учреждение и научно-исследовательский центр, проводящие фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным направлениям науки и техники, в том числе по междисциплинарным направлениям. Образовательный процесс в НОЦ должен быть направлен на подготовку кадров, в том числе высшей квалификации, по направлению деятельности НИИ и органически переплетен с научной и инновационной деятельностью НОЦ, считают эксперты. Научно-образовательный процесс должен ориентироваться на достижение конкурентоспособных результатов, которые реализуются в виде коммерческого продукта с помощью малых инновационных фирм, входящих в НОЦ. Таким образом, НОЦ могут стать основой новой модели подготовки кадров для инновационной России.
"Многие НОЦ создаются формально и не справляются с возложенными на них функциями, - говорит ректор Московского института стали и сплавов Дмитрий Ливанов. - В то же время есть и реально работающие НОЦ. В качестве одного такого примера можно привести пример НОЦ "Многопроцессорных вычислительных и управляющих систем".