12.10.2011 00:30
В мире

Власти Грузии наняли лоббистов для проведения кампании против РФ в СМИ

В чем подоплека антироссийской и прогрузинской лоббистской кампании в США?
Текст:  Андрей Шитов (Вашингтон)
Российская газета - Федеральный выпуск: №228 (5604)
Читать на сайте RG.RU

В столице Соединенных Штатов все последние годы идет активная антироссийская и прогрузинская лоббистская кампания, охватывающая, в частности, журналистов ведущих местных изданий, включая газеты "Вашингтон пост" и "Вашингтон таймс".

В этом убедился в результате собственного журналистского расследования известный местный публицист и автор нескольких книг о взаимоотношениях прессы с лоббистами Кен Силверстайн. Он опубликовал в сетевом журнале Salon.com тщательно выверенную статью, в которой подробно описал, как нанятая грузинскими властями лоббистская фирма "Орион стрэтеджис" "ублажает" вашингтонских репортеров. Она организует им эксклюзивные встречи и беседы с грузинскими чиновниками вплоть до Михаила Саакашвили, устраивает проплаченные поездки в Тбилиси (в публикации описан как минимум один подобный коллективный вояж за счет фирмы), регулярно приглашает на дружеские "посиделки", опять же зачастую с участием грузинских политиков, в вашингтонских ресторанах.

Силверстайн поясняет, что "Орион" - это фирма Рэнди Шейнеманна, бывшего советника Дональда Рамсфелда и Джона Маккейна, тесно связанного также с другими видными американскими консерваторами. Работу с прессой там ведет бывший официальный представитель штаба президентской предвыборной кампании Маккейна Майкл Голдфарб. Эта же фирма "дружит и работает с госчиновниками и политиками, которых регулярно цитируют ее друзья-репортеры (особенно это касается Маккейна)", а также "тесно сотрудничает с экспертами и организациями, на которых ссылаются эти репортеры", - указывается в публикации.

Кстати, из статьи видно, что входящие в этот круг политики наподобие того же сенатора и бывшего кандидата в президенты США Маккейна, в свою очередь, подхватывают "правильные" публикации и устраивают на их основе собственные демарши. Процесс закольцовывается.

"Орион" стремится создать медийную эхо-камеру по Грузии и России, - описывает этот процесс Силверстайн. - По сути работает она так: нанятые Тбилиси лоббисты генерируют контакты и информацию и скармливают их сочувствующим журналистам. "Орион" часто устраивает интервью с грузинскими официальными лицами, и нередко вскоре после этого чудесным образом появляются публикации, основанные на их утверждениях. "Орион" кормит и поит за свой счет некоторых репортеров или оплачивает их поездки". Итоговые публикации направлены, как правило, не только в поддержку Грузии, но и против России и "перезагрузки" в американо-российских отношениях. То есть отчасти - и против политики нынешней администрации США.

Силверстайн признается, что ему было "противно писать эту статью" по итогам своего расследования. Целый ряд журналистов, о которых идет речь, он знает лично, некоторым симпатизирует. Он, кстати, просил коллег прокомментировать собранные им факты, и многие откликнулись. Общения с лоббистами они не отрицали, но заверяли, что выполняли свой журналистский долг по совести. Дескать, их личные убеждения просто совпадают с тем, что им внушалось.

Силверстайн эти заверения принять отказывается и правильно делает, поскольку настоящий репортер обязан руководствоваться не собственным мнением, а фактами. "Я не утверждаю, что журналисты, работающие с "Орионом", пишут то, во что сами не верят, или что Голдфарб "купил" их за кормежку, - подчеркивает автор. - Но тем, кто дает для общественного потребления информацию и анализ по сложным внешнеполитическим вопросам, следует не менее, а более критически относиться к точкам зрения, которым сами они симпатизируют".

Общий вывод, которым Силверстайн завершает статью, "заключается не в том, что Россия хорошая, а Грузия плохая", а в том, что реальная ситуация "более сложна, чем зачастую кажется по американским СМИ, в том числе и под чрезмерным влиянием "Ориона". "Правительству Грузии эти отношения оказывают хорошую службу, а вот американской общественности - не очень", - с горечью констатирует автор расследования.

комментарий

Как рассказал "РГ" профессор Колумбийского университета Александр Кули, который является автором доклада "После августовской войны: новая стратегия США в отношении Грузии", прогрузинская лоббистская компания стартовала в Америке задолго до событий августа 2008 года. А первые контракты Тбилиси с вашингтонскими лоббистами были заключены весной 2004 года - сразу после "революции роз", которая привела к власти Михаила Саакашвили.
 
"Сам по себе лоббизм не делает Грузию уникальной, ведь все страны занимаются этим в Вашингтоне - именно так здесь устроена политическая жизнь. Интерес вызывает не столько факт того, что Тбилиси занимается лоббизмом в США, сколько тесные связи, которые грузинское правительство целенаправленно развивает с определенной иделогизированной политической группой в США -  неоконсерваторами, хотя все без исключения политические силы в Америке выступают за хорошие отношения с Грузией. Собственно, и я выступаю за
это. Особенность заключается в том, что хардлайнеры в Тбилиси и неоконсерваторы в США разделяют одну и ту же идеологию и Грузия очень удачно вписывается в этот широкий  идеологический проект", - рассказал "Российской газете" Александр Кули.

По мнению, эксперта, многие сюжеты, которые Грузия пытается "продвинуть" в Вашингтоне, например, представляя себя американским политикам и общественности в качестве "демократии, находящейся в опасности", на самом деле не выдерживают критики за пределами округа Колумбия. "Правительство в Грузии, без сомнения, подвергается давлению, но согласно всем оценкам независимых организаций его можно описать в лучшем случае в качестве смешанного полуавторитарного режима, а последняя история с грузинским бизнесменом, которого лишили гражданства (за публичные  выступления против президента Грузии Михаила Саакашвили - "РГ"), лишь подтверждает эти оценки", - сказал "РГ" Александр Кули.


Подготовил Александр Гасюк

 

США СМИ и соцсети