12.10.2011 00:10
Культура

Михаил Швыдкой: Гуманистические ценности влияют на все мировые процессы

Текст:  Михаил Швыдкой (доктор искусствоведения)
Российская газета - Федеральный выпуск: №228 (5604)
Читать на сайте RG.RU

О, как пел Полад!.. Закрыв глаза, нельзя было сказать, что это поет шестидесятишестилетний человек, Чрезвычайный и Полномочный посол Азербайджана в России, бывший министр культуры, который восемнадцать лет сидел в этом кресле, за что мог бы быть удостоен упоминания в книге рекордов Гиннесса (причем не сидел, а работал!) Он пел как мальчишка, звонким и чистым голосом, который рвался прямо к небесам, покрывая горы и море. "Сто горных дорог, сто морских путей..." Казалось, не было десятилетий прожитой жизни, не было распада огромной страны, становления новых государств, трагедий и разлук, надежд и потерь. Он пел, - и было ясно, что над этой музыкой и над этим голосом время не властно. В нем жили отзвуки голоса его отца, великого оперного певца Бюль-Бюля, и голосов его предков, подаривших миру великое искусство мугамного пения, в котором поющий напрямую говорил с Создателем и славил его творенье. Полад Бюль-Бюль оглы пел со случайно встреченными музыкантами, в полночном бакинском застолье, после наших долгих уговоров. И мы забыли, что назавтра рано утром надо открывать семь "круглых столов" первого Бакинского международного гуманитарного форума.

Я слушал Полада и думал о том, что ничего случайного не бывает на этом свете. Его пение являло пример великой независимости человека и его искусства в мире, состоящим из зависимостей, которые часто не доставляют радости. Даже если это взаимозависимости.

Это было важным доказательством того, что мы все неслучайно собрались на два дня в Баку, чтобы понять, как гуманистические ценности влияют на все процессы, происходящие в нашем мире, - и насколько они способны удержать нас от катастрофы небытия. Насколько эти ценности связаны с происходящими вокруг нас событиями, и не деформировались ли они от того, что их пытаются приспособить, подогнать под надобности текущего цивилизационного момента.

Над голосом Полада не были властны ни открытия в области биотехнологий, ни массовое внедрение мобильных телефонов, ни полеты на Марс, ни изумление от того, что вселенная расширяется с огромным ускорением и мы по существу живем в вакууме... На нас обрушивается огромное количество новых знаний, но как влияют они на нашу любовь, надежды или одиночество? И кто может отличить истинное знание от ложного? И есть ли те универсальные ценности, которые позволят найти спасительный компромисс, что убережет всех нас, живущих на Земле, от взаимного истребления и коллективного самоубийства?

Человечество не первый раз за свою историю пытается определить, что истинно, а что ложно в новых открытиях, что необходимо ему для самопознания, а что враждебно самой природе человеческой жизни. Достаточно вспомнить "Протагор", знаменитый текст Платона, в котором Сократ, размышляя о полезном и вредном знании, говорил, что его необходимо различать для здоровья ума и души, так же, как надо отличать вредную и полезную пищу для здоровья тела. К политической практике это относится в неменьшей степени.

Лет сорок назад прочитал удивившую меня мысль великого Менделеева, которая звучала так: "Наука нужна для удобства жизни". Она поразила меня обывательской обыденностью, чуть ли не мещанством, - ведь это было время, когда я твердо верил в то, что идеи выше любой человеческой жизни. Мы служили науке и искусству, так же как государству, - до самозабвения, до отречения от самих себя. Я рос в мире, где высшие ценности были внеположены человеку и его повседневной жизни. Словом, Менделеев меня огорчил. Но с годами пришло понимание, что ценность человеческой жизни есть высший смысл развития, причем не только в смысле абстракций права, но и сама по себе, в ее экзистенциальной сути. И как эта суть связана с современной политикой, экономикой, познанием?

Бакинский международный гуманитарный форум "ХХI век: надежды и вызовы", который вчера завершил свою работу в столице Азербайджана, пожалуй, впервые попытался рассмотреть взаимозависимости человеческой деятельности в самых разных ее аспектах. Сегодня разделенное, узко специализированное знание вряд ли способно объяснить окружающий нас мир и нас самих в этом мире. Сегодня социальная практика создает непрекращающееся напряжение во многих регионах мира, напряжение, нередко заканчивающееся кровью. Коллективные неврозы порождают экономические и политические кризисы, из которых мы выходим со все большими потерями. Сегодня люди разучились понимать и уважать другого, хотя история не раз доказывала, что без этого уважения и понимания нельзя выжить. Создание универсальной дискуссионной площадки, на которой можно обсуждать фундаментальные, объемлющие проблемы человеческого бытия, оказалось потребностью настоящего времени. Простое перечисление имен участников Форума свидетельствует о том, что его организаторы задумали своего рода "интеллектуальный Давос", собрав вместе для обсуждения насущных проблем человечества известных политиков и экономистов, физиков, химиков, биологов, математиков, философов, психологов, историков, социологов, культурологов, искусствоведов и журналистов. Лауреаты Нобелевской и других престижных международных премий, президенты и министры, руководители влиятельных мировых СМИ и международных организаций, общественные деятели пытались заново определить те фундаментальные ценности, которые способны объединить, а не разъединить человечество, которое раздирается социальными и религиозными конфликтами, которое, пользуясь все новыми и новыми достижениями высоких технологий, страдает коллективной неуверенностью в будущем и опасным синдромом готовности к самоуничтожению. Понимая значение этих фундаментальных проблем, президенты России и Азербайджана Д. А. Медведев и И.Г. Алиев дали свой патронат Форуму и подготовили совместную книгу, куда вошли их статьи и выступления по гуманитарным аспектам социальной, научной и культурной практики.

Организаторы Бакинского форума предложили семь интеллектуальных площадок для обсуждения на первый взгляд разных, но по существу взаимосвязанных между собой тем. "Мультикультурализм: достижения и проблемы", "Современные технологии, преобразовавшие мир", "Конвергенция наук", "Биотехнологии и проблемы этики", "Гуманитарные аспекты экономических моделей развития", "Социальная журналистика и высокие технологии", "Традиционные ценностные системы в постмодернистской культуре" - на этих "круглых столах" шли вполне академические, но полные интеллектуальной страсти дискуссии о важнейших проблемах человеческого бытия, что нечасто случается на форумах такого масштаба, где, как правило, торжествуют ритуалы, а не поиски истины.

Когда вместе собираются люди с разных концов света, говорящие на разных языках, с разным опытом и взглядами на устройство мира, неизбежно возникают не только споры, но и непонимание друг друга, и даже раздражение. Впрочем, все сошлись в одном: нам надо научиться разговаривать друг с другом. Совсем непростое умение. Но без него не добиться понимания, от которого, ни много ни мало, зависит жизнь на Земле.

Культурный обмен