До грандиозного гала-концерта, которым откроется после шестилетней реконструкции Большой театр, остается 15 дней.
Корреспонденты "РГ" решили выяснить, на что в первую очередь следует обратить внимание зрителям, оказавшимся в обновленном здании.
1Прозрачные павильоны перед театром. Это запасные входы в новое подземное пространство. Там расположен концертный зал, где станут проходить камерные концерты и репетиции хора Большого театра (см. N 5 на схеме). Благодаря механическим платформам здесь вмиг могут появиться партер и амфитеатр - всего на триста человек. Бесшумная система в подземном зале позволит проводить концерты даже во время спектаклей на основной сцене. Не помешает и расположенная в семидесяти метрах станция метро "Театральная". Уже сейчас звукоизоляция практически абсолютная. Но специалисты решили сделать дополнительную защиту от шума и вибрации. В тоннелях, где мчатся метропоезда, установят резиновые маты и амортизирующие прокладки. Работы, предполагается, пройдут в ноябре. В эти дни будет закрыт участок линии между станциями метро "Новокузнецкая" и "Белорусская", а для удобства пассажиров пустят компенсационные автобусные маршруты.
2 Перед тем как войти в театр, полюбуйтесь и на замершие в нишах изящные музы Эрато и Терпсихоры, воссозданные по фотографиям своих предшественников, погибших во время Великой Отечественной войны (см. N 25).
3 Оцените интерьер Белого фойе. Прежде оно было названо по цвету стен. Сейчас вернулись росписи, прежде закрашенные, вставки под розовый мрамор. На перилах вновь сияют белоснежные вазы из алебастра - копии утраченных (см. N 16).
|
Видео: Сергей Куксин |
4 Акустика зрительного зала (см. N 1) теперь одна из лучших в мире. На это работает буквально все. Зал имеет форму гигантской скрипки и, как музыкальные инструменты Амати и Страдивари, полы, панели стен и перекрытия сделаны из ели (а не из фанеры, как было в двадцатом веке). Рисунок малиновой обивки кресел повторяет тот, какой был во времена Николая II. Уникальность ткани и в ее звукоотражающих свойствах. Украшения зала были еще недавно гипсовыми, а сейчас изготовлены из папье-маше, что тоже создает дополнительные акустические возможности.
5 В Круглом зале оцените "шутку" архитектора. Встаньте со своими знакомыми в разные концы и пошепчитесь, слова будут услышаны - здесь действует так называемый "эффект микрофона".
6 Присмотритесь к люстрам, что висят в парадных залах, и вы увидите газовые краны. Напомним: электричество появилось в Большом театре лишь в 90-х годах XIX века. Вообще люстры заслуживают особого внимания. Ту, что украшает главный зрительный зал, французские мастера создали в 1863 году. Чтобы она сияла, как раньше, реставраторам пришлось восстановить более 13,5 тысячи элементов из 24 тысяч. Десятки тысяч хрустальных украшений российские и зарубежные мастера восстанавливали и для других люстр. У одних, созданных в XIX веке, свет с мягким желтоватым оттенком, у других, более поздних, - с радужным, более яркий.
7 Оркестровая яма стала подвижной (см. N 22). Благодаря особым платформам на ней могут размещать музыкальные инструменты, а потом поднимать даже на уровень зрительного зала. Отныне здесь хватит места для 130 музыкантов, что важно для исполнения сложных произведений, и даже предусмотрены места для зрителей.
8 Разглядите на "Золотом занавесе" двуглавых орлов - они заменили советскую символику. Но в целом рисунок на ткани повторяет основные элементы композиции предшествующего "золотого" занавеса, созданного известным художником-графиком Михаилом Петровским по эскизам Феодоровского: лиры на фоне музыкальной фразы "Славься, славься родная земля!", дубовые и лавровые ветки. Ткань имитирует натуральный шелк, но на самом деле это современный негорючий материал. Каждая нить соединена с металлической фольгой с золотым покрытием, благодаря чему создается эффект объема изображения и занавес выглядит особенно торжественно.
9 Удивитесь новой технике, помогающей режиссерам. У сцены сложная механика (см. N 2). Например, актеры и конструкции смогут летать, появляться в самых неожиданных местах. Когда требуется, на сцену "накатят" поворотный круг, а для балетных постановок - "фуру" с особым покрытием. Особые конструкции станут поднимать декорации на сцену из складских помещений. Есть кассетные сейфы для хранения живописных фоновых декораций, панорам, горизонтов, задников, театральной сетки. Они займут полагающееся место вмиг. В распоряжении режиссера и самая современная система для освещения декораций и живописных задников, которые управляются на основе компьютерных разработок.
10 Присмотритесь к гобеленам в большом зале Императорского фойе (до 2011 года - Бетховенский зал). Изначально их украшали медальоны с царской символикой. В советское время их вырезали и заменили серпами и молотами. А теперь их вновь заменили императорские гербы и монограммы. Сами же столетние гобелены чистили особыми кисточками в течение пяти лет.
28 октября. Открытие Большого театра, гала-концерт. Попасть можно только по пригласительным.
29 и 30 октября на исторической сцене театра покажут оперу в двух действиях "Иоланта", но все билеты уже раскуплены.
По той же причине в ноябре жителям столицы не удастся попасть на премьеры оперы "Руслан и Людмила" и балета "Спящая красавица".
В декабре в Большом дадут "Щелкунчика". Билеты еще есть, но их наличие на определенные даты постоянно меняется, поэтому лучше предварительно позвонить в кассы.
Стоимость их варьируется от 1 тысячи до 10 тысяч рублей.
Кстати
После реконструкции в Большом театре возобновляется практика продажи льготных билетов студентам. Учащиеся дневных отделений вузов могут приобрести билет за 100 рублей на спектакли, идущие на Основной сцене, и за 50 рублей на спектакли, показываемые на Новой сцене. Для этого необходимо за 1,5 часа до представления подойти к кассе N2 и предъявить студенческий.
Обычно парни и девушки занимали очередь значительно раньше положенных 17.30, но даже и в этом случае везло не всем: мест для студентов предоставлялось всего 20. Сейчас Большой театр выделяет по 30 льготных билетов на Новую сцену и 60 на Основную.
- 100-летний и 200-летний юбилеи Большой театр праздновал в ХХ веке с разницей всего в 51 год (в1925 и 1976 годах). Изначально дату рождения театра отсчитывали от создания Большого Петровского театра (1825 год). А потом стали вести летоисчисление с 17 (28) марта 1776 года, когда князь Петр Урусов получил высочайшее соизволение "содержать ему театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады, а кроме него никому никаких подобных увеселений не дозволять во все назначенное по привилегии время, дабы ему подрыву не было".
- В августе 2011 года зданию театра, восстановленному Альберту Кавоса в 1856 году, исполнилось 155 лет.
- В здании театра проходили коронационные торжества трех российских императоров: Александра II, Александра III, Николая II.
- В Большом театре было провозглашено образование СССР и принята "Декларация и Договор об образовании СССР", принят план ГОЭЛРО.
- В 20-х годах ХХ века театр хотели закрыть, как олицетворение наследства буржуазного искусства.
- Сталин предпочитал слушать оперу не из Царской ложи, а из ложи на первом этаже (слева, если смотреть на сцену). Ее построили так, что зритель в ней никому не заметен. К тому же специально для генералиссимуса там возвели бетонную стену, уберегающую от выстрела. Часто он приезжал в Большой, чтобы послушать только одну арию, а всю постановку не смотрел.
- Квадрига Аполлона полая внутри.
- После реконструкции площадь Большого театра увеличилась вдвое и теперь составляет 72,8 тыс. кв. м.
- На золочение декора зрительного зала ушло 4,5 кг золота.
- Во время реставрации каждый день в здании работали более 3 тыс. профессионалов, из них около тысячи - реставраторы. Кроме занятых на объекте еще около тысячи специалистов трудились в мастерских.
Кассы Большого театра: Театральная площадь, 1 (проезд до станций метро "Охотный ряд" и "Театральная").
Кассы работают без выходных с 11.00 до 20.00, перерыв с 15.00 до 16.00.
Телефон для справок: (499) 250-73-17.