Следователи, занимающиеся ЧП, которое случилось в ночь на вторник в Рефтинском закрытом профучилище, предполагают, что конфликт вспыхнул из-за неприязни воспитанников к заместителю директора по режиму. Однако Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова считает: причина гораздо глубже.
Напомним - позавчера ночью около 50 воспитанников Рефтинского закрытого училища для несовершеннолетних преступников подняли бунт. Они разбили окна, оборвали телефонные провода, уничтожили сигнализацию. Прокладывали себе путь к свободе металлическими прутьями, обрезками железных труб, деревянными черенками. Двадцать человек смогли бежать. Угнали служебную "Волгу". По предварительной информации, зачинщиками были вовсе не те, кто потом рванул на волю: они просто воспользовались ситуацией.
В розыске сбежавших подростков задействованы больше сотни полицейских, разбитых на группы. Перекрыты все дороги, вокзалы. Поисками руководит лично начальник ГУ МВД России по Свердловской области Михаил Бородин.
Девятерых из двадцати сбежавших к полудню среды поймали и вернули в училище: кого-то обнаружили на автотрассе, где подростки пытались остановить машину, других - в местном поселке Ново-Окунево, прямо на улице... Одиннадцать человек продолжают искать.
- Сейчас мы выясняем, почему молодые люди устроили погром, - сказал корреспонденту "РГ" и.о. директора учреждения Юрий Неустроев. - Они говорят, что таким образом хотели добиться, чтобы от работы отстранили замдиректора по дисциплине. Якобы, он их бил. Но мы считаем, что это лишь предлог.
Неустроев заявил, что за самовольную отлучку ребята будут наказаны: им объявят выговор с занесением в личное дело. Они не смогут претендовать на досрочное освобождение, их перестанут отпускать домой на каникулы и в увольнения по праздникам. Хуже всего придется угонщику служебной "Волги" - 16-летнему Павлу. Сейчас Асбестовский городской суд решает вопрос о его аресте. Если судья придет к выводу, что арест необходим, Павла этапируют из изолятора временного содержания Асбестовского ОВД в СИЗО города Ирбита, а впоследствии он пойдет под суд за угон (которых на счету у этого подростка уже не один десяток).
Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова заявила, что ситуация в Рефтинском училище ей хорошо знакома. Дело в том, что там неоднократно вспыхивали подобные конфликты. Причина их, по мнению Мерзляковой, главным образом кроется в том, что собирают в таких закрытых учреждениях ребят со всех уголков России. Татьяна Георгиевна привела пример: некоторое время назад такой же бунт вспыхнул в Кемеровском спецучилище. Одного из зачинщиков погрома перевели на Урал, в Рефтинское спецучилище - и вот здесь произошло то же самое.
- До тех пор пока министерство образования России будет формировать контингент закрытых училищ вне зависимости от того, где ребенок жил, мы будем с подобными конфликтами сталкиваться. Если бы в Рефтинском учились уральские ребята, многих проблем удалось бы избежать. Родители ездили бы к ним почаще, укреплялись бы социальные, семейные связи, подростки так не рвались бы на волю, - считает свердловский омбудсмен.
И действительно, один из фактов рефтинского ЧП подтверждает правоту правозащитника: угонщик Павел родом из небольшого поселка в Хабаровском крае. Кто знает, может, он всего-навсего очень хотел попасть домой, поэтому и угнал машину. Среди бунтовщиков были ребята родом из Майкопа, Кемерово, Красноярска, Твери, других российских городов. И в то время как полицейские и прокуратура разбираются в обстоятельствах бунта и ищут виновных, Мерзлякова готовит официальное письмо в минобрнауки с просьбой изменить принципы формирования контингента училищ, подобных Рефтинскому.