Метрополитен открыл свой первый магазин-кафетерий.
Он появился у входа на станцию "Сретенский бульвар". А в перспективе столичная подземка планирует создать свою общепитовскую сеть. Обещают, что до конца года появится второй кафетерий - на станции "Митино". Какие еще услуги можно получить сегодня в подземном городе, выяснял корреспондент "РГ".
Начнем с пирогов
В новом кафетерии в вестибюле станции "Сретенский бульвар" - прилавки буквой "п", новенькие черные столешницы с белыми салфетками, на них вазочки с цветами. Основной ассортимент - пироги с вишней, мясом, сыром... Их пекут в метрополитеновской столовой. К булочкам - чай, кофе. Впрочем, есть и пришлый товар: шоколадки, прохладительные напитки. Цены вполне разумные: аппетитный слоеный хачапури - 50 рублей, перед подачей его подогревают в микроволновке, открытый пирожок с вишней, бутерброды с колбасой или сыром - 28 рублей, сосиски в тесте на десятку дороже. Чашка кофе из кофемашины - 39 рублей, а чай вдвое дешевле.
Продавщица Вера Кислова охотно рассказывает: "Пирожки не успевают подвозить. Такие же, кстати, и машинисты едят в столовой. Им нравится, посетителям - тоже.
Жалко, места в кафетерии маловато, за каждым столиком не более трех человек поместится. И еще одна проблема - отведав пирогов и кофе, не пытайтесь искать в метро туалеты. Их нет. Хотя, по словам заместителя начальника службы движения Владимира Барнакова, метрополитен планирует поставить биотуалеты, но только у входа в метро. Сердобольные дежурные могут пустить беременных женщин или мамаш с младенцами в служебные туалеты на станциях (они, как правило, находятся по ходу поезда в начале тоннеля). Но за попытку проникнуть туда без разрешения, можно угодить в полицию.
Место для денег
Возле полиции, кстати, можно искать банкоматы - так сподручнее охранять. А вот для клиентов такое их расположение не всегда удобно. Например, на станции "Белорусская"- радиальная или "Краснопресненская" банкоматы стоят на выходе из метро. Если вы идете с улицы, чтобы снять деньги, нужно либо двигаться против потока выходящих граждан, либо купить билет, спуститься по эскалатору и подняться на выход, к банкомату.
Еще в подземке есть медпункты. Но они служебные. Здесь метрополитеновцев проверяют перед работой. Московские власти давно лелеяли мечту - создать в городе "уголки безопасности", в том числе - и в метро. Допустим, мамаше потребовалось сменить малышу подгузник...Или вдруг пассажиру стало плохо в вагоне - где ему посидеть? Попробовали организовать такие места. Но эксперимент показал, что в этих комнатах собираются сомнительные типы. А медиков на работу просто не взяли. Зачем, если на вызов "03" в метро спускаются врачи?
Тот факт, что на земле у каждого водителя общественного транспорта обязательно есть аптечка, метрополитеновцев не вдохновил. По их статистике, в месяц в среднем бывает меньше двух тысяч обращений за медпомощью - это капля в море по сравнению с ежедневными 9 млн пассажиров.
Зато в метро можно приобщиться к культуре. Речь не только о памятниках архитектуры, которыми являются многие станции подземки. В южном вестибюле станции "Спортивная" расположен Музей метрополитена. Его открыли в 1967 году. Ежегодно в музее бывает до 9 тысяч посетителей, большинство - школьники и студенты.
В общем, по большому счету с услугами в метро не густо. Почему? Это прояснил "РГ" заместитель начальника службы движения по безопасности движения Московского метрополитена Владимир Барнаков: "В подземном транспорте превыше всего - безопасность. Из-за этого после терактов с платформ убрали даже урны. И возвращать их не планируется. Просто работники стали чаще убирать станции и переходы. В метро допускаются только те дополнительные услуги, которые не представляют никакой угрозы: например, продажа печатной продукции, авиабилетов..."
По его словам, новые метрополитеновские кафетерии расположатся за пределами станций, в подуличных переходах, возле станций метро. В общем, все услуги - до турникетов. Дальше - дорога в чистом виде.
Что еще нового
До конца 2011 года ряд станций обрастет еще одним новшеством - 25 перехватывающими парковками на 11 тысяч машино-мест. Первые появятся у станций метро "Славянский бульвар", "Строгино", "Волоколамская", "Медведково", "Черкизовская", "Аннино", "Бульвар Дмитрия Донского", "Теплый Стан".
О стоимости стоянки пока не сообщается. Но в СМИ обсуждается предложение, высказанное главным инженером службы эксплуатации парковок Московского метрополитена Анатолия Пименова: сделать дневной тариф (при наличии 2 билетов в метро) - 50 рублей за машино-место, ночной - 100 рублей. А может, паркинги будут и бесплатными, ведь их задача - приучить автовладельцев пользоваться общественным транспортом, чтобы на дорогах было меньше пробок.
Кстати
Если вы оставили в метро свою вещь, нужно сразу сообщить дежурному по станции, в каком вагоне и в какое время (желательно до минуты) это случилось. Если "чужое" никто не прихватил, его обнаружат дежурные полицейские.
Если вы спохватились спустя какое-то время, отправляйтесь в вестибюль станции "Университет". Там с 1967 года находится склад забытых вещей. Для того,чтобы их забрать, нужно принести заявление с подробным описанием потерянного и паспорт.