13.10.2011 00:45
Экономика

Уральцы будут покупать у почтальонов продукты

Оказание непрофильных услуг помогает сохранять почтовые отделения в сельской местности
Текст:  Владимир Васин (Челябинск)
Российская газета - Экономика УРФО: №229 (5605)
Читать на сайте RG.RU

Избавиться от необходимости оказывать непрофильные услуги у почтовиков в ближайшее время не получится. Более того, вероятно даже расширение их перечня - залог того, что организация сможет и дальше осуществлять свои прямые функции.

Об этом и других проблемах шла речь на прошедшем в Челябинске совещании первых руководителей "Почты России" и ее филиалов в УрФО. Перечень бед длинный: низкие зарплаты, кадровый дефицит, уменьшение объемов переписки, очереди...

- Для решения этой проблемы мы делаем немало, - заверил первый заместитель генерального директора ФГУП "Почта России" Денис Чуйко. - Увеличиваем количество окон, к концу года полностью завершим компьютеризацию. В дополнение к платежным терминалам установим информационные электронные табло, что позволит снизить нагрузку на операторов. На Южном Урале такого рода реконструкции подверглись 248 почтовых отделений из 714, а до конца года к ним прибавится еще 40. Больше сотни отделений при этом превращены в современные центры по оказанию почтовых и финансовых услуг.

По словам руководителей, за год практически на треть увеличилась и зарплата сотрудников - в среднем до 13 тысяч рублей. Правда, неформальные беседы с рядовыми почтальонами показывают, что их доходы далеки от среднего уровня.

Самым слабым тезисом, прозвучавшим на совещании, стало заявление о том, что влияние кадровых пертурбаций последних лет на качество оказываемых услуг удалось едва ли не свести к нулю. В 2007-2008-м текучесть кадров была порядка 33 процентов по основному персоналу, в 2011-м - 26. Десятки курсов повышения квалификации - преимущественно дистанционных - позволяют обеспечить приемлемый при такой текучести профессионализм персонала. Тем более в УрФО, где количество свободных вакансий (опять же по официальной информации) составляет всего 2-5 процентов, что совершенно не критично для качества работы.

Это теоретически. На деле же нарекания на работу почты не редкость. К примеру, в ряде городов Свердловской области сбои в доставке писем и газет почтовое начальство объясняет некомплектом почтальонов, доходящим до 30 процентов.

Последний звонок такого рода в челябинскую редакцию "РГ", к слову, совпал с заключительным днем работы совещания: читательница пожаловалась, что уже неделю не получала газет. Как выяснилось, в течение этой самой недели принятая на временную работу студентка вообще не утруждала себя разносом корреспонденции, причем никто этого не заметил. Ситуация была исправлена, но осадок, что называется, остался. А ведь челябинский филиал "Почты России" считается лучшим в федеральном округе, да и речь идет о почтовом отделении в областном центре, где, в отличие от глубинки, почтальону не нужно колесить или просто шагать по бездорожью в холод и дождь.

К слову, подобные звонки в редакцию читателей "РГ", не получивших вовремя газету, не редкость и в других городах. И пожелания подписчиков мы обычно передаем почтовикам. К примеру, потребители почтовых услуг жалуются, что порой неделями не могут получить заказную корреспонденцию: отделения "Почты России" обычно заканчивают рабочий день куда раньше, чем он завершается в большинстве организаций и предприятий. А ведь были времена, когда такие важные письма почтальоны доставляли по вечерам до дверей квартир.

Но... все пожелания такого рода разбиваются о реальность. Вот уже несколько лет концепция деятельности "Почты России" остается предметом вялотекущей дискуссии. Что это - коммерческое предприятие или выполняющая определенные, в том числе социальные, задачи государственная структура? В первом случае почта должна сама определять тарифы, позволяющие сохранить существующую сеть отделений и оборот корреспонденции. Тем более что реальная стоимость услуг давно просчитана и прозрачна. Если исходить из второго посыла, государство должно полностью дотировать глубоко убыточное (даже в США почта является таковым) предприятие. В обоих случаях качество профильных услуг почты должно повыситься, хотя первый вариант сделает их недоступными для многих.

- Но сегодня, - констатирует Денис Чуйко, - сохраняется перекрестное субсидирование регулируемых услуг - доставки пенсий, пособий, подписных изданий, корреспонденции т. д. - за счет оказания услуг дополнительных и почте изначально не свойственных. Причем на эти дотации уходят практически все внутренние резервы предприятия. Так, расходы на содержание убыточных отделений почтовой связи "на северах" компенсируются из бюджета лишь на семь процентов. И передвижные отделения - не панацея.

Увы, но даже существующий уровень оказания услуг возможен благодаря тому, что помимо (а то и вместо) газет и журналов в "толстой сумке на ремне" все чаще можно обнаружить заказанные клиентами макароны, а в сельские почтовые отделения идут не за письмом, а прикупить комплект постельного белья. Так что "непрофильный перечень в обозримой перспективе будет только расширяться.

Справка "РГ"

В Уральском федеральном округе 2878 стационарных (997 городских и 1881 сельское) и 30 передвижных отделений почты, функционирование почтовой сети обеспечивают 53 почтамта. В них работают около 20 тысяч человек.

Экономика Челябинская область Почта России Урал и Западная Сибирь