"В этой зоне секретных дискуссий не вести", - сурово предостерегают таблички в пресс-центре штаб-квартиры НАТО и столовой, где толпятся сотрудники - в униформе и без, - журналисты и другие посетители. Неподалеку висит еще один плакат: "Ваш мусор - наше сокровище!" - до боли напоминающий по смыслу советский: "Не болтай!".
На картинке некто роется в содержимом корзины для бумаг, чей хозяин неблагоразумно пренебрег шредером. Впрочем, самый большой секрет НАТО шпионы вряд ли отыщут в скомканных отчетах в "мусорках" брюссельских чиновников. Это - будущее североатлантического блока в мировой политике и дипломатии. В мае следующего года в Чикаго намечен саммит альянса, который обещает стать важным моментом в его истории. Именно поэтому, хоть времени еще осталось немало, подготовка к встрече в верхах идет полным ходом.
Обсудить необходимо еще очень многие вопросы - и слово "будущее" описывает практически каждый из них. Время меняется, и блоку необходимо находить новые ответы на возникающие вызовы. Встреча министров обороны НАТО в Брюсселе стала первой в череде совещаний глав военных и дипломатических ведомств альянса.
То, что встречаться и обсуждать грядущее положение дел будут не только руководители минобороны, но и главы МИД, - очень характерная черта. Североатлантический альянс, в котором сильная политическая составляющая была всегда, сейчас превращается, вернее уже превратился, в одну из наиболее эффективных западных структур в "разруливании" самого разного рода кризисов. "Мы готовы помочь, если к нам обратятся с соответствующей просьбой", - говорит сотрудник НАТО корреспонденту "РГ", попросившему его прокомментировать всевозрастающий "дипломатический уклон" в деятельности альянса. Впрочем, собеседник с такой постановкой вопроса не совсем согласен - он подчеркивает, что военный блок действует исключительно в рамках своих возможностей.
А возможности эти велики, но отнюдь не безграничны. Мировой финансовый кризис оставил след и на деятельности НАТО. Этим летом уходящий со своего поста глава Пентагона Роберт Гейтс, что называется, хлопнул напоследок дверью: предрек альянсу "блеклое, если не мрачное будущее". Он напомнил: основной вклад и финансами, и разными другими возможностями вносят заокеанские союзники. Поэтому в Брюсселе с таким интересом ждали его преемника. Станет ли новый шеф американского оборонного ведомства Леон Панетта говорить в таком же духе, как Гейтс? Или это был экспромт? Панетта ожиданий не разочаровал: он сумел еще до открытия министерской встречи задать ей тон, выступив в местном центре Карнеги. Фактически министр повторил тезисы своего предшественника, только в более мягком тоне. "Умная оборона" может помочь нам дать ответы на вызовы, с которыми сталкивается альянс", - считает генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен.