14.10.2011 10:00
Экономика

Эксперт: Запрет "Ту-134" в Сибири - слишком кардинальная мера

Для развития внутренних авиаперевозок необходимо обновить технику
Текст:  Наталья Решетникова
Российская газета - Экономика Сибири: №229 (5605)
Читать на сайте RG.RU

В Сибири назрела необходимость вернуться к развитию межрегиональных и местных авиаперевозок. Об этом говорили участники окружного совещания, состоявшегося в Новосибирске.

- Наличие устойчивого авиационного сообщения - это мощный фактор, обеспечивающий мобильность населения, конкурентоспособность и социальную привлекательность территорий Сибири. Вот почему для развития внутрирегиональной и межрегиональной авиации требуется качественный прорыв, - отметил полномочный представитель президента России в СФО Виктор Толоконский, открывая совещание с руководителями органов исполнительной власти и авиационных компаний, осуществляющих деятельность на территории Сибири.

В стратегии развития СФО и Дальнего Востока созданию эффективной транспортной инфраструктуры уделено основополагающее внимание. Однако, по оценке рабочей группы, которая более двух лет анализировала сложившуюся ситуацию, сейчас развитие авиационного сообщения между регионами Сибири существенно сдерживается. Решение проблемы - прежде всего, в масштабном обновлении парка воздушных судов межрегиональных и местных авиалиний, а также в модернизации материальной базы аэропортов и аэродромов в регионах Сибирского федерального округа.

Пока же, на взгляд участников заседания, отечественный авиапром не справляется с производством воздушных судов для региональной авиации. Поэтому, как сообщил глава Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько, правительством страны было принято решение рассмотреть возможность приобретения иностранных самолетов в лизинг. Кроме того, по его словам, с 1 января 2012 года вступают в силу новые требования к авионике и навигационному оборудованию самолетов. Предполагается, что воздушные суда, не соответствующие этим требованиям, не будут допущены к эксплуатации.

- Это может существенно сказаться на организации межрегиональных авиаперевозок, - заметил руководитель Росавиации.

В свою очередь, полпред президента подчеркнул, что "требования к безопасности полетов и обновлению воздушного парка должны быть обязательными к исполнению, так как рисковать жизнью людей недопустимо". Угрозой для развития региональной авиации стал и недостаток квалифицированных кадров, который обусловлен не только естественным оттоком, но и переходом специалистов с данного направления пассажирских перевозок в крупные авиационные компании. Поэтому к вопросам развития региональной авиации необходимо подходить более системно.

- Сегодня реконструкция и модернизация имущественного комплекса и материальной базы аэропортов в регионах осуществляется в основном за счет федерального бюджета. Убежден, что такие программы должны также встраиваться в систему мер, принимаемых на уровне субъекта федерации, - считает полпред.

В свою очередь, генеральный директор ОАО "Аэропорт Толмачево" Александр Бородин отметил, что развитие региональной авиации обуславливается двумя факторами: необходимостью обслуживания труднодоступных населенных пунктов и использования малой авиации для доставки пассажиров к крупным аэропортам таких городов как Новосибирск, Красноярск, Иркутск. Все необходимые условия для базирования региональных авиаперевозчиков, например, в Новосибирске, сегодня существуют.

Участники совещания также обсудили необходимость возмещения затрат авиакомпаниям, осуществляющим перевозки по социально значимым для населения маршрутам. Они отметили, что только поддержка со стороны федеральных и региональных органов власти позволит развивать местные авиаперевозки и сможет обеспечить ценовую доступность авиаперелетов для населения из отдаленных территорий Сибирского федерального округа.

Итогом визита рабочей группы стала разработка предложений по механизмам субсидирования, совершенствованию лизинговых схем и отмене некоторых ограничений на приобретение авиатехники, повышению эффективности нормативных требований к аэропортам регионального и местного значения. Они будут направлены в правительство России. Также ряд рекомендаций получат исполнительные органы власти субъектов федерации СФО.

Комментарий

Олег Пантелеев, редактор аналитического отдела агентства "Авиапорт":

- Внутренние авиаперевозки финансово непривлекательны даже для крупных российских перевозчиков. Для отечественной гражданской авиации перевозки на внутренних линиях в прошлом году дали отрицательную рентабельность на уровне 9,8 процента. Если будут сформированы условия, при которых эти перевозки станут рентабельными, то авиа-перевозчики будут активно развивать данное направление, появятся специальные региональные компании. Развитие внутренних авиаперевозок требует поддержки со стороны государства - прежде всего, в сфере обновления парка воздушных судов. Однако возможный запрет на эксплуатацию "Ту-134" и "Ан-24" - слишком кардинальная мера, способная окончательно загубить региональных авиаперевозчиков. Авиакомпании не имеют необходимых ресурсов - ни финансовых, ни кадровых, чтобы за шесть месяцев законтрактовать новые самолеты, подготовить персонал, всю наземную инфраструктуру и начать безопасно и эффективно летать на чем-то другом. Процесс смены поколений воздушных судов должен проходить естественно, авиаперевозчики должны сами решать, в какой момент переходить на новые самолеты.

Авиатранспорт Новосибирск Сибирь