17.10.2011 00:30
Экономика

Владимир Ресин: Спрос на офисы в "Москва-Сити" приблизился к докризисному

Владимир Ресин: Спрос на офисы в "Москва-Сити" приблизился к докризисному
Текст:  Сергей Михеев Любовь Пятилетова
Российская газета - Столичный выпуск: №232 (5608)
Читать на сайте RG.RU

В глазах большинства москвичей "Москва-Сити" - это просто стройка, не прекращающаяся уже почти два десятилетия. Между тем на территории Московского международного делового центра (ММДЦ) давно кипит своя жизнь. В этом может убедиться каждый, кто приезжает туда.

Благодаря двум станциям метро - "Международная" и "Выставочная", пассажиры попадают в самый центр "Сити". Выйдя из поезда, оказываются в громадном торговом центре, где представлены все самые популярные марки магазинов, целые этажи ресторанов и фастфуда, почти каждый день меняющиеся выставки... Здесь всегда оживленно и звучит музыка, под которую и направляются одни на работу, а другие - просто посмотреть на единственный пока в России город небоскребов. Часть из них уже готова, а рядом, не нарушая общего ритма делового центра, строители ежедневно прибавляют этажи еще недостроенных башен. О том, что происходит сейчас в "Москва-Сити", корреспонденту "РГ" рассказал куратор стройки, первый зам мэра Москвы Владимир Ресин.

Российская газета: Владимир Иосифович, побывав в начале года в "Москва-Сити", мэр Москвы Сергей Собянин назвал его "градостроительной ошибкой". Тем не менее центр достраивается...

Владимир Ресин: Ошибки, на которые обратил внимание Сергей Семенович Собянин, мы устраняем. Правительством Москвы принято решение завершить сооружение "Москва-Сити" через четыре года. Сейчас работы идут полным ходом, на объекте заняты более трех тысяч человек, и число их постоянно растет. Пока не взят в работу лишь участок, где должна была быть башня "Россия". Не строится и 79-этажное здание мэрии, в которое предполагалось переселить исполнительную власть столицы вместе с законодательной. Там готова вся подземная часть - целых шесть этажей. Но достраиваться здание будет не за деньги города, как ранее планировалось, а на средства частного инвестора. Кто именно выступит в роли застройщика, станет известно после торгов, на которые недавно повторно выставлен этот участок. Дело в том, что на первые торги, которые были намечены на 25 сентября, заявок не поступило. Новый аукцион состоится 20 октября, и я надеюсь, что желающие построить такое престижное здание в таком престижном месте российской столицы все-таки найдутся.

РГ: Дорого продается небоскреб?

Ресин: Смотря сколько денег у вас есть. Стартовая цена - 7 миллиардов рублей.

РГ: Какая еще идет "работа над ошибками" в Сити?

Ресин: Переделывать приходится много. Дело в том, что главный просчет при первоначальном проектировании ММДЦ оказался системным. Этот крупный деловой район - 60 гектаров - когда-то задумывался в первую очередь для того, чтобы разгрузить исторический центр Москвы, вывести из него большую часть офисов и тем самым вызволить из пробок. А на практике еще до окончания строительства строящийся деловой центр сам попал в западню. Оказалось, что площадка с 20 небоскребами не имеет необходимого количества заездов и выездов. Ввели в эксплуатацию первые башни "Сити", и вскоре стало ясно, что людям негде парковать личный автотранспорт - даже за деньги. Средства же на строительство затрачены огромные, да и сам ММДЦ нужен городу. В общем, ошибка - ошибкой, а достраивать надо. Но - после основательной ревизии проекта. Такое решение в итоге и принял мэр, поручив продумать архитектурно-планировочные решения, спроектировать транспортные и функциональные узлы, которые сделают деловой центр более доступным.

РГ: Какие изменения внесены в проект "Сити"?

Ресин: Прежде всего сокращен общий объем застройки - с 4,6 миллиона до 4 с небольшим миллионов квадратных метров. Одна только площадь башни, первоначально предназначавшейся для мэрии, уменьшится с 806 тысяч квадратов до 315 тысяч. Ее высоту градостроительная земельная комиссия уменьшила с 79 этажей примерно до 50. Но, скорее всего, выигравший в международном конкурсе проект Михаила Хазанова и Антона Наговицына, который архитекторы называли "табуреткой" ( связанные между собой четыре вертикальные башни выглядят как ножки табуретки), просто заменят другим. Решать это новому инвестору, как и то, что именно разместить в здании - офисно-деловой центр, гостиницу или конгресс-центр.

Отменили и сооружение башни "Россия", которую архитектор Норман Фостер предлагал построить одной из самых высоких в мире - 612 метров. Пока на этой площадке располагаются временные парковки. В будущем предполагается построить три небольшие башни с подземной парковкой. Но окончательного решения пока нет.

РГ: А как решается проблема вьездов-выездов?

Ресин: Сейчас в "Сити" их уже пять. В конце октября будет введен в эксплуатацию еще один - со стороны 2-го Красногвардейского переезда. Во втором квартале будущего года отсюда можно будет напрямую попасть и на Звенигородское шоссе - после пуска второй очереди транспортной магистрали. Дальше на очереди - реконструкция 1-го Красногвардейского проезда и строительство северного дублера Кутузовского проспекта, открытие пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги, проходящем в непосредственной близости от делового центра. Словом, "каменный мешок", как еще недавно называли ММДЦ, мы поэтапно "развязываем".

Замечу, что у работников и посетителей "Сити" уже появился выбор: ехать сюда на личном транспорте или на общественном. Можно, например, на метро. Если нужно попасть к пешеходному мосту "Багратион", который связывает с "Сити" Кутузовский проспект, лучше всего ехать до станции подземки "Международная", а если к "Экспоцентру", то до "Выставочной". Многие, кстати, сейчас так и делают. Минус один - интервалы между поездами в этом направлении еще большие - до 15 минут. Зато точно знаешь, когда именно состав подадут на платформу: в отличие от других линий Московского метрополитена здесь табло показывает, сколько минут осталось до прихода следующего поезда. Естественно, с увеличением пассажиропотока будут и сокращаться интервалы движения. В недалеком будущем сюда подойдут еще две линии метрополитена. Одна с запада, от "Парка Победы", другая свяжет "Сити" с центром города и его северной частью.

РГ: А что с парковками? Пока вы решили эту проблему за счет устройства временных автостоянок на еще не застроенных площадках, но все равно потребуется решать ее и капитально.

Ресин: И эта часть проекта уже пересмотрена. Мы действительно разместили временные парковки на 2,3 тысячи мест на площадках, где еще недавно стояли бытовые городки строителей, а до конца года введем еще 500 машино-мест. Пока этого хватает. К окончанию строительства в самом ММДЦ появятся парковки на 23 тысяч машино-мест и еще на 10 тысяч - на прилегающей территории.

РГ: Владимир Иосифович, не получится ли так, что к окончанию строительства "русский Манхэттен" окажется невостребованным? Его задумывали, когда Москва остро нуждалась в офисных центрах со всей инфраструктурой - причем центрах, расположенных в нормальной доступности от официальных учреждений федерального и городского уровня. Но теперь, как известно, столица будет расширяться на юго-запад - прежде всего за счет переезда туда федеральных министерств и ведомств. Естественно, что на "новых землях", поближе к начальству, вырастут и новые бизнес-центры. Да и планируемый Международный финансовый центр теперь предполагается разместить достаточно далеко от "Сити" - за Московской кольцевой автодорогой. Не опустеет ли со временем ММДЦ?

Ресин: Сделаем хорошо - не опустеет. Уже сегодня из введенных в строй небоскребов нет ни одного пустующего: наполняемость действующих 1 млн 200 тыс. квадратных метров держится на уровне 90 процентов - это очень хороший показатель. А ведь цена аренды немаленькая - от 700 до 1200 долларов за квадрат, что приближается к докризисной, когда она была 900-1500 долларов. Здесь охотно селятся как отечественные компании, так и представительства многих иностранных. С одной стороны, им удобно располагаться по соседству с банками, консалтинговыми компаниями и прочими финансовыми и деловыми структурами, когда все вопросы можно решить, не тратя времени на дорогу.

Но привлекает и сервис, какого не может быть ни в одном историческом особняке. В том же комплексе "Федерация", состоящем из двух башен (62-этажная уже полностью заселена, а строительство 93-этажной этим летом разморожено), двойные лифты в одной шахте ходят со скоростью 6 метров в секунду - уши закладывает от высоты. В прозрачном шпиле высотой 506 метров, расположенном между башнями "Запад" и "Восток", они будут ходить еще быстрее - со скоростью 10 метров в секунду. На 61-м этаже - бассейн, есть в здании фитнес-зал, несколько кафе, выше 35-го расположены апартаменты. То есть здесь можно не только работать, но и жить, будучи уверенным, что комфорт и безопасность гарантированы самыми высокими технологиями.

Кстати, летом 2010 года обитатели небоскребов сделали еще одно интересное для себя открытие. Когда Москва задыхалась от дыма горящих в Подмосковье торфяников, у них за окном был свежайший воздух. Ибо выяснилось, что выше 46-го этажа гарь и копоть не поднимаются. Поэтому в недавно открывшемся ресторане на 62-м этаже оборудовали "форточку" - в полфасада шириной и метра два высотой - чтобы дать посетителям насладиться глотком свежего воздуха в любую погоду, а романтикам - потрогать рукой облака, которые здесь кажутся почти рядом, стоит только протянуть руку.

В ближайшие два-три года здесь достроят центральное ядро с киноконцертным залом на 2,5 тысячи мест и развлекательным центром. Заработает и гигантский аквапарк. Словом, по комфортабельности комплекс "Москва-Сити" еще долго будет уникальным местом - и для работы, и для жизни.

Конечно, новый административный центр, который построят на юго-западе столицы, со временем начнет конкурировать с ММДЦ, но разве это плохо? Разве эти два центра не смогут работать "вместе", а не "вместо"? Некоторая же отдаленность от высоких чиновничьих кабинетов, о которой вы говорите, не помеха деловому общению. Наш "Сити", как и все первоклассные офисные центры, ныне оснащается самыми новейшими средствами телекоммуникации. Деловые переговоры, "круглые столы", совещания осуществляются здесь в режиме телеконференций, и эта практика расширяется ежедневно и ежечасно. Недалек день, когда бизнесменам и чиновникам можно будет даже не покидать кабинетов - разве что для "приватных встреч". Но в "Сити" и для этого уже создаются наилучшие условия.

А Международному финансовому центру, когда он появится в нашей столице, будет отдан не какой-то отдельный комплекс зданий, а вся Москва со всеми ее офисами, дорогами, жильем и всем прочим. Только высший уровень качества всей инфраструктуры даст право называться Москве финансовым центром мирового уровня. Чтобы быть таким центром, город должен быть красивым и удобным. Именно этого мы добиваемся на площадке "русского Манхэттена", как порой архитекторы называют "Москва-Сити".

Экономика Москва Столица