В это время года обыкновенно случается церемония ТЭФИ. В нынешнем году она отложена до весны 2012-го. Как и финиш чемпионата страны по футболу. Тем не менее неформальный клуб журналистов, пишущих о ТВ, решил не отступать от традиции и отметить этой осенью самые значимые удачи минувшего телесезона.
Люди дождя
Неформальный клуб в десятый раз неформально отличил победителей. В отличие от ТЭФИ номинаций здесь немного: "Событие сезона", "Персона сезона", "Программа сезона", пара, тройка спецпризов и "Антисобытие сезона".
Другое отличие: здесь награждается то, что "телеакадемики" из ТЭФИ обыкновенно предпочитают не замечать. А в иных случаях - и не считать телевидением.
Руководители главных каналов обиняками и впрямую уже не однажды давали понять, что таковым не считают зародившийся год назад в Интернете телеканал "Дождь", который с первых дней жаловали критика и интернет-аудитория.
Но именно этот канал и его программы телекритики и сочли одним из двух "Событий" в медиавизуальном пространстве России. В дипломе названы программы. Это: "Здесь и сейчас", "Дзядко3", "Конституция на "Дожде", "Люди, которые изменили мир". И объяснено, за что - "за энергию прямого эфира и эстетику новых коммуникаций, объединивших сиюминутность телевизионного зрелища, непосредственность радио и интерактивность Интернета".
Второе "событие" - речь Леонида Парфенова на вручении премии Влада Листьева с формулировкой: "За публичную оценку того, о чем на телевидении молчат".
Оба "События" связаны меж собой. "Дождь" - это тот телеканал, который не "молчит" о том, что остается за кадром на больших каналах.
Руководители последних утешаются тем, что у их юного соперника совсем незначительная аудитория. А в сравнении с многомиллионным зрителем первых четырех каналов - просто ничтожно малая величина, стремящаяся к нулю.
Так-то оно так. Золотник, действительно, мал, но ведь он дорог.
Дорог не только в смысле качества обозначенных выше программ. Дорог еще в смысле качества зрителей. "Отсепарированных" зрителей, как сказал бы руководитель Первого Константин Львович Эрнст. Потому "Дождь" так и резонирует в общественном мнении. Не было, пожалуй, ни одного вербального СМИ, которое бы с той или иной полнотой не отозвалось эхом на тот выпуск программы "Вечер трудного дня", где пресс-секретарь главы правительства господин Песков побеседовал с командой журналистов "Дождя". Соображения гостя маленького канала много цитировали, в том числе и на больших каналах.
Мне уже лично приходилось объяснять, за что я, как зритель, лично благодарен "Дождю". Готов повторить.
В первую очередь не только за оперативное информирование без оглядки на политическую целесообразность новостей, но и за оперативную экспертизу того, что означает та или иная новость.
И не в последнюю очередь важен романтический кураж, с которым работают тележурналисты этого еще не поротого поколения. И дай бог избежать двух искусов: с одной стороны, темной коммерциализации, с другой - какой-либо партийности.
Человек дождя произошел от одноименного фильма про аутиста, замечательно сыгранного Дастином Хоффманом.
Аутизм, как следует из фильма, - полезная болезнь. В том смысле что гуманная. В нынешнем ужасно прагматическом, рационализированном мире отклонение от нормы может оказаться отклонением в сторону человечности.
Примерно это и произошло с телекомпанией "Дождь". Она, как может, спасает честь российского ТВ.
Как попытался спасти ее Леонид Парфенов в своем резонансном выступлении по случаю получения награды имени Влада Листьева.
Как пытается это делать каждый воскресный вечер команда "Центрального телевидения" Вадима Такменева. Она признана лучшей в номинации "Программа сезона" с формулировкой: "За верность журналистской профессии и поиск нового языка современного телевидения".
Странно, что награждать приходится за верность профессии профессионалов. Из чего следует, что в данном случае работа по специальности является по меньшей мере подвигом, если, правда, человек, который ею занимается, - не аутентист от рождения. Или просто - не отдельный человек.
Отдельные люди
Таковых, по решению телекритиков, оказалось трое.
...Это Александр Архангельский, удостоенный специального приза за цикл "Отдел" ("Культура"). Мотивировка такая: за глубокое внимание к героям не нашего времени, к ОТДЕЛЬНОМУ человеку как классу.
(Словно в подтверждение формулировки вчера стартовал на "Культуре" его новый проект о классе отдельных людей - "Жара".)
...Это Алексей Пивоваров, чьи докудрамы "Брест. Крепостные герои" и "Вторая ударная. Преданная армия Власова" (НТВ) вызвали довольно противоречивую зрительскую реакцию. А критики отличили в обеих лентах "профессиональную подачу материала, авторский почерк и следование исторической правде". (Следование исторической правде в наше время - тоже подвиг.)
Спецпризом отмечен был и главный редактор телеканала "Культура" Сергей Шумаков, сумевший, по нашему мнению, преобразовать "Культуру", "которая вписывает своими программами историю людей и событий в современность".
Последний пример - документальный сериал Елены Якович "Испанский след", показанный на этой неделе.
К нашему общему сожалению и, возможно, к неудовольствию многих медиаперсонажей, мы не смогли найти, кого наградить в номинации "Персона года". Место лидера в телевизионном воинстве осталось вакантным. Возможно, до следующего сезона.
...И еще одного спецприза был удостоен совершенно отдельный проект "Поэт и гражданин" с почти лозунговой надеждой: "За возможность без "большого телевидения" сохранить в себе Поэта и остаться настоящим Гражданином".
Надежда небезосновательна. Несмотря на "Антисобытие" минувшего сезона, даже на два "Антисобытия", объявленных телекритиками.
Первое: "программы специального назначения ( "Дело в кепке", "Неправое дело" на НТВ, "Шлейф" Аркадия Мамонтова на "России 1"), общее замалчивание актуальных событий, передергивание фактов в эфире информационных программы государственных каналов".
Второе: "очередное переформатирование "5 канала" и исчезновение из его эфира дискуссионных форматов для думающей аудитории".
Это только то, что мы нашли возможным "отсепарировать", снова пользуясь выражением Константина Львовича Эрнста. А сколько еще всякой другой антисобытийности осталось за кадром нашей премии...
И тем не менее надежда на лучшее небезосновательна. И не потому, что она всегда умирает последней, а потому, что она всегда готова возродиться с первым же новым успехом.