Одной из составных частей модернизации системы здравоохранения в 2011-2012 годах объявлена ее информатизация. На нее выделено около 30 млрд рублей. По подсчетам экспертов Ассоциации развития медицинских информационных технологий (АРМИТ), это примерно треть ресурсов, необходимых для полной информатизации отрасли. Целью программы было создание единой государственной информационной системы в здравоохранении: компьютеризация рабочих мест и создание локальных сетей во всех лечебно-профилактических учреждениях, внедрение электронной медицинской карты и электронных регистров и других достижений эры IT-технологий. И то сказать: у компьютеров уже сидят даже первоклашки, а врачи до сих пор куриным почерком заполняют медкарты пациентов, медстатистику собирают чуть ли не вручную, приказы минздравов приходят в райцентры спустя месяцы...
Однако масштабы задачи и ее сложность, видимо, в штабе отрасли представляли недостаточно четко. Трудности начались с первых шагов - создания концепции. Подготовленную еще в 2009 году, ее пришлось кардинально перерабатывать. Затем так же мучительно создавались и методические рекомендации о том, как именно должна реализоваться концепция. Средства, выделенные на цели информатизации, были заморожены. Не менее сложно создавались и региональные программы.
- К сожалению, согласованный перечень первоочередных работ мы смогли подготовить лишь к 23 августа, - признал на только что прошедшей конференции "Информационные технологии в здравоохранении" директор департамента информатизации Минздравсоцразвития России Вадим Дубинин. - И лишь с 29 сентября мы получили право начать проработку федеральной части информационной системы. Это не позволяет в оставшиеся до конца года сроки сделать что-либо осмысленное и работающее.
Примерно та же картина и в регионах - на начало октября дополнительные соглашения об участии в программе заключили с минздравсоцразвития лишь 50 из них. Средства на закупки из центра начнут поступать в субъекты Федерации только к концу октября. По закону конкурсы надо объявлять заранее, а сроки поставки компьютеров тоже не маленькие. По самым радужным расчетам, регионы едва-едва успеют приобрести новое "железо" к концу года, да и то не все. Но большинство организаторов здравоохранения, экспертов и участников рынка IT-технологий волнует не только это.
- Несмотря на все призывы к информатизации отрасли, по большому счету все снова сводится к компьютеризации бухгалтерии, медстатистики, отчетности и т.п., - считает президент АРМИТ Михаил Эльянов. - Хотя перед такой системой можно и необходимо ставить куда более сложные и важные задачи - снижение затрат, дублирование диагностических исследований и госпитализаций, сокращение числа врачебных ошибок, выявление огромного числа заболеваний на ранней стадии и, как следствие, сокращение смертности. Но такие задачи не решаются простым вливанием в систему денег. Для их решения требуются единые правила работы, типовая инфраструктура, стандарты - а этого в программе нет. Каждый регион будет вынужден создавать что-то свое, а на выходе получим огромное число разных систем, которые не стыкуются и обмениваться информацией не смогут. Такая разноязыкая Вавилонская башня...
- Если мы говорим, что строим единую систему, то под нее нужно подложить много стандартов, - поддерживает заведующий отделом компьютеризации Гематологического научного центра РАМН Борис Зингерман. - У нас этот раздел устроен слабо. В качестве примера стран, где информатизация здравоохранения полностью удалась, можно привести лишь небольшие - Эстонию, Данию. Но в Эстонии разработкой методики и ее реализацией занималась специально созданная организация, в которую вошли и медики, и специалисты по IT-технологиям. А минздрав являлся лишь заказчиком. У нас же профессионалов к разработке рекомендаций практически не привлекали. И вот результат - работы так и не начались, мы уже отстали почти на год.
- Причина в том, что у нас отсутствует нормальная культура управления проектами, их планирования и обоснования необходимых ресурсов, - считает заместитель директора медицинского информационно-аналитического центра Российской академии медицинских наук (МИАЦ РАМН) профессор Андрей Столбов. - Правда, это глобальная проблема - лишь 20% от всех подобных проектов в мире укладываются в плановые сроки и бюджеты. Но есть и наша российская специфика - человеческий фактор. Есть кадры, которые не могут нормально поставить задачу и объективно оценить и отстоять свою точку зрения. У нас любят показывать начальству "потемкинские деревни". На первый взгляд все красиво - начальство требует сделать так немедленно и повсеместно, и никто возразить не может, что это нереально и неправильно.
Одним из самых опасных пунктов предложенной концепции информатизации многие считают так называемые "облачные вычисления". Это новая технология распределенной обработки данных, в которой ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис. Регионам рекомендуется приобретать бездисковые компьютеры, которые не могут хранить большие объемы данных и работают только с облачными вычислениями. Во-первых, возражают эксперты, пока далеко не везде по стране есть Интернет. Во-вторых, если такую сеть отключат, вы фактически утратите доступ к базам данных. Но и этот вопрос с экспертным сообществом не обсуждали - чиновники все решили сами.
Есть у профессионалов много других вопросов. К примеру, сегодня в большинстве ЛПУ локальной сетью занимаются один-два человека, которые и компьютеры закупают, и линии под них прокладывают, и дыры под кабели в стенах долбят. Если в клинике все рабочие места будут компьютеризированы, потребуется штат IT-специалистов. Но вопрос пока не решен. Нет в бюджетах ЛПУ и отдельной строки для финансирования текущих расходов на IT.
- К сожалению, общие методические рекомендации недостаточно конкретны, - считает директор МИАЦ Ярославской области Александр Шалопьев. - Областную программу информатизации мы постарались сделать более конкретной. Создавать с нуля ничего не будем - будем досоздавать. Начнем с того, что нас сегодня больше всего не удовлетворяет, - с поликлиник. Создадим электронную регистратуру, подключим электронные медкарты, диагностические и параклинические службы.
Задач, равных по масштабу и амбициям нашей программе информатизации системы здравоохранения, пока никто в мире не решал. Удастся ли ей войти в рабочий график или она повторит судьбу аналогичной программы в Великобритании, которую закрыли на полпути, затратив 10 лет и половину выделенных средств? Ответ за теми, кто будет реализовывать ее на практике.