Для участия в шестой международной научно-практической конференции "Туризм и региональное развитие" в Смоленск съехались ученые из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России, а также гости из Латвии, Белоруссии, Украины, Казахстана и Азербайджана.
О главных выводах дискуссий и проблемах, мешающих развитию внутреннего туризма в центральной части страны, "РГ" рассказал председатель научного комитета конференции, директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева Юрий Веденин.
Российская газета: Юрий Александрович, насколько, по вашему мнению, органами государственной власти востребована работа ученых, занимающихся вопросами развития туризма?
Юрий Веденин: Четко ответить на этот вопрос трудно. Сам поиск путей развития вызывает у меня некоторые сомнения. Складывается впечатление, что у представителей власти до сих пор нет ясного представления о том, каким образом отрасль должна развиваться, нет стратегии ее развития, а потому нет и тактики. "Отцы города" - не только Смоленска, а практически любой региональной столицы в Центральной России - рассчитывают на доходы от туризма, на существенное пополнение бюджета, но большая часть проектов, которым они дают старт, остается нереализованной. Происходит это главным образом потому, что прежде чем что-то получить, нужно очень много вложить. А этим в действительности мало кто занимается.
Раньше было проще: туризм являлся социальной функцией, им занимались профсоюзы, было много школьных экскурсий, поездки организовывали предприятия, развивался самодеятельный, спортивный туризм. Это была очень демократичная сфера деятельности. Сейчас все изменилось - туризмом занимаются исключительно коммерческие фирмы. Вряд ли стоит говорить, что у них это получается эффективно, но себя они кормят. А вот регионам, городам, даже самым развитым в туристическом плане, они пока что практически ничего не дают. И складывается неприятная ситуация: власть ждет доходов, кое-где она даже создает благоприятные условия для развития отрасли, а отдачи нет.
Здесь нужно четко себе представлять, что именно может принести доходы в казну. Финансовая система в нашей стране построена таким образом, что основным источником для бюджетов большинства регионов и муниципалитетов является подоходный налог. Памятники и музеи существенной прибыли приносить не способны. А внутренним туризмом, например, в Смоленской области могут заниматься московские компании, которые платят налоги в столице... Считается, что, если туристы приедут, они потратят в городе деньги, и это уже большой плюс. Да, плюс, но заметить его следы в бюджете достаточно трудно. Ведь даже если предприниматели, занимающиеся, скажем, производством сувениров, получат прибыль, совсем не факт, что они ее покажут.
В общем, на данном этапе единственным способом пополнять казну является развитие инфраструктуры отрасли, увеличение числа людей, задействованных в этой сфере. Речь идет о развитии гостиничного бизнеса, о налаживании производства всевозможной сувенирной продукции, о кафе и ресторанах и многом-многом другом. Самое неприятное, что всем этим регионам нужно заниматься, не имея гарантии возврата вложений. Бизнес таких проектов избегает. В отсутствие нормальной туристской инфраструктуры в России его усилия полностью сосредоточены на выгодных заграничных направлениях.
РГ: В одном из докладов на семинаре прозвучало утверждение, что поездки в дальние страны из-за экономического кризиса стали невыгодными и нужно ждать бума во внутрироссийском туризме...
Веденин: Мне представляется, что нельзя кидаться в крайности и заниматься или организацией путешествий на курорты, или внутренним туризмом. На самом деле не произошло ничего, что могло бы поставить отрасль перед выбором. Напротив, такого рода заявления демонстрируют слабость бизнеса: если количество желающих погреться на море в Турции сократилось, значит, караул, пора закрываться.
Мои молодые коллеги постоянно организуют экскурсии на один-четыре дня: арендуют автобус и ездят в Псковскую область, на Урал, Украину, причем в совершенно нетуристические места. Они готовы долго идти пешком, чтобы увидеть какой-то памятник... Это - элитарный туризм. Но не в плане комфорта или цены, а в том смысле, что отправятся в такую поездку единицы, только очень увлеченные люди.
Этот пример доказывает, что должны существовать разные виды туризма. Нужно, чтобы на рынке было разнообразие предложений. И туристическая компания может работать в разных направлениях - организовывать и отдых в Турции, и путешествия по многочисленным достопримечательностям той же Смоленской области.
Сейчас в отрасли этого нет, все стремятся заработать. Заработать, кстати, получается не очень, но при этом выбирать, куда поехать, потребителю не приходится: рынок предложений практически пуст. Чтобы изменить ситуацию, регионам нужно развивать собственные туристические продукты и вкладывать деньги не в какие-то новые проекты, а в уже существующие объекты культурного, исторического природного наследия.
РГ: Насколько используется туристический потенциал Центральной России?
Веденин: Используется он отвратительно, и не только в Центральной России, а по всей стране. Большая часть наследия, памятников находится в ужасном состоянии, они руинированы, исчезают, в них никто не вкладывает деньги. При передаче в частные руки памятники нередко приходят в еще большую негодность. Историческое наследие не используется процентов на 95.
Природные ресурсы тоже востребованы очень слабо. Я сейчас даже не могу сразу назвать объекты в Центральной России, кроме Селигера, которые можно считать туристическими... А ведь существует система национальных парков и музеев-заповедников, которые как раз и могли бы стать точками роста для туризма. Ясная Поляна, Михайловское, есенинские места, Хмелита, Новоспасское, "Смоленское Поозерье", "Угра" в Калужской области... Эти центры уже работают в нужном направлении, хоть и плохо работают, слабо. Одни, как Ясная Поляна, более раскручены, поскольку Льва Толстого знают и за рубежом, другие - вроде есенинских мест - за пределами нашей страны мало кому интересны. Однако, как я уже сказал, стратегии развития туризма в России нет, и все действия властей выглядят какими-то эпизодическими и хаотическими.
Но есть и такие города, где туризм развивается практически на пустом месте. Взять Плес в Ивановской области - место, связанное с Левитаном, опоэтизированное им. Благодаря появлению богатых людей, которые создают там сеть гостиниц и развивают инфраструктуру, удается привлекать туристов. Я только боюсь, что, как часто бывает, бизнес перейдет какие-то рамки и туризм деформирует основу, на которой возник. К сожалению, такое приходится наблюдать довольно часто. Как остаться в рамках - вопрос деликатный: чем больше раскручиваешь какое-то место, тем дороже становится земля, тем больше появляется людей, желающих использовать это в личных интересах.
Жизнь любого музея-заповедника немыслима без проведения каких-то праздников и фестивалей, это называется "событийный туризм". Но праздник празднику рознь. У нас порой он превращается в шоу, совершенно чуждое по сути и по духу той или иной территории. Как привлечь на такие мероприятия широкую публику и при этом действовать тактично по отношению к самому месту - рецептов быть не может. Такие вещи можно только чувствовать, и хорошо, если есть человек, который на это способен.