В Перми значительно сократилось число стационарных постов ГИБДД. Так, за последние два года из 15 КП осталось всего восемь, при этом до конца текущего года закроется еще один пост на федеральной трассе Е-22 в селе Лобаново.
По мнению экспертов, исчезновение на ключевых трассах стационарных постов полиции негативно повлияет на безопасность движения. В частности, наибольшее опасение вызывает ослабление контроля за движением автобусного и большегрузного транспорта, ведь перевозчики обязаны соблюдать специальные регламенты и условия лицензирования.
Как пояснил "РГ" начальник отделения пропаганды управления ГИБДД по Пермскому краю Владимир Васенин, стационарные посты дорожной полиции сегодня остались преимущественно в наиболее аварийно опасных местах. При этом высвобождающийся персонал закрытых постов переводится на действующие КП и таким образом уровень контроля за движением транспортных средств не ослабевает. В то же время основной задачей дорожных полицейских остается сохранение жизни и здоровья участников движения. Контролировать же наличие лицензий или соответствие нагрузки автомобиля регламентам грузоподъемности становится сложнее.
По словам исполняющего обязанности руководителя управления государственного автодорожного надзора по Пермскому краю Юрия Шашина, сегодня ограничение контроля за движением большегрузного транспорта может серьезно повлиять на качество дорожного покрытия федеральных и региональных трасс в Пермском крае, которое разрушается при сильных нагрузках. Недаром власти вводят сезонные ограничения для большегрузов в те месяцы, когда дорожное покрытие становится наиболее уязвимым.
В Пермском крае сегодня работает более 30 компаний, которые занимаются международными автоперевозками, а их общий парк составляет всего 200-250 большегрузных автомобилей. Однако пермские дальнобойщики - далеко не единственные на краевых дорогах.
- Наш регион имеет в основном транзитное значение для большегрузного транспорта, - пояснил Юрий Шашин. - При этом подсчитать проходной трафик достаточно сложно, ведь количество стационарных постов дорожной полиции в крае стремительно уменьшается, а крупных грузоообразующих объектов не так уж и много. В то же время федеральное законодательство обязывает перевозчиков соблюдать условия лицензирования, а также регламенты по нагрузке транспортных средств (на каждую ось большегрузного прицепа). Контролировать выполнение этих требований нам становится все сложнее. Возможно, что в будущем эту проблему можно будет решить с помощью установки камер наблюдения на дорогах. Положительный опыт в этом смысле у пермской дорожной полиции уже есть, а ведь большинство наших проверок большегрузов мы осуществляем на основании рапортов сотрудников ГИБДД.
Другая проблема, по словам Шашина, складывается в сфере контроля за автобусными перевозками. Проверка автобусов сейчас осуществляется сотрудниками ГИБДД на конечных остановках (чтобы не нарушать график движения). Контроль за соблюдением норм комплектации салонов, а также наличием лицензий у перевозчиков, который входит в компетенцию управления Госавтонадзора, сейчас осуществляется в ходе плановых проверок (раз в три года) и оперативных проверок по заявлениям муниципалитетов, недоброжелателей-конкурентов или информации из СМИ.
- Проблема даже не в наличии или отсутствии стационарных постов на дорогах, - поясняет Юрий Шашин. - В ходе оперативных или плановых проверок мы находим серьезные нарушения, но компаниям-перевозчикам проще заплатить штраф, чем их устранить. Посудите сами, в ходе проверок автобусного парка пермских перевозчиков только в этом году удалось выявить 68 случаев блокировки аварийных выходов или их полное отсутствие. Кроме того, достаточно часто в автобусах отсутствуют поручни для пассажиров, а салон и сидения значительно повреждены, что, по данным статистики, в 40 процентах случаев ДТП становится причиной серьезных травм.
Запретить эксплуатацию таких автобусов мы не имеем полномочий, а административная ответственность за грубые нарушения комплектации автобусов, которые могут повлечь за собой травмы и гибель пассажиров, предусматривает штраф в размере от четырех до пяти тысяч рублей. Поэтому большинство перевозчиков сейчас работают абсолютно легально и добросовестно платят штрафы, но нарушения устраняют далеко не всегда. По крайней мере проверить это без очередной жалобы мы сможем только через три года в ходе плановой проверки.
По мнению самих участников рынка дальнемагистральных перевозок, сокращение числа стационарных постов на дорогах незначительно отразится на их деятельности.
- Пока мы никак не ощутили сокращение постов ДПС, - пояснил менеджер компании "СЕ логистик групп" Николай. - Возможно, в дальнейшем это незначительно повысит скорость доставки грузов, так как водителей меньше будут останавливать в пути.
С эти мнением согласна и коммерческий директор транспортной компании "ГОС - Альянс" Татьяна Овчинникова. По ее словам, сокращение постов положительно отразится на деятельности перевозчиков, так как сократится число проверок автотранспорта. В то же время эксперт отмечает, что безопасность на дорогах снизится, так как водителям не к кому будет обратиться за помощью в чрезвычайной ситуации.
Справка "РГ"
В 2010 году произошло 132 ДТП с участием лицензированного транспорта, в том числе 35 - по вине его водителей. В этих ДТП 183 человека пострадали, 19 погибли. В 2010 году Госавтодорнадзор по Пермскому краю выдал 1236 предпиманий об устранении выявленных нарушений. 263 материала об административных нарушениях были направлены в суд.