Вчера в Санкт-Петербурге открылся Х Общероссийский форум "Стратегическое планирование в регионах и городах России", на котором обсуждаются проблемы поиска новых источников развития российской экономики. Об этих источниках "РБГ" беседует с министром регионального развития Виктором Басаргиным.
- Виктор Федорович, о каких источниках идет речь?
- Темой года Форума-2011 стал давно назревший и крайне актуальный в условиях посткризисного сжатия ресурсной базы поиск новых источников развития, повышения отдачи от ресурсов и роста их качества. Прежде всего речь идет о более широком привлечении ресурсов человеческого капитала, управления и технологий. Здесь, в том числе, актуальны аспекты обеспечения ресурсосбережения и поддержки внедрения "зеленых" технологий за счет использования современных экологических стандартов. Это должно найти отражение в стратегиях развития всех уровней.
- Имеются ли в виду и стратегии социально-экономического развития федеральных округов? На какие ресурсы опирается, например, Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа?
- Разработанная Минрегионом России Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа делает ставку на реальные конкурентные преимущества округа. Это, прежде всего, мощный транспортно-транзитный, научно-инновационный и производственный потенциал, значительный уровень запасов минерально-сырьевых ресурсов, необходимых для развития базовых отраслей, а также высокий уровень предпринимательской активности.
Однако сегодня потенциал округа используется не полностью. Для снятия существующих барьеров мы видим перспективной задачей выявление "точек роста" развития территорий. Такими "точками роста" призваны стать приоритетные инвестиционные проекты. Данные проекты предопределят развитие регионов на ближайшие пять лет и в целом призваны сделать Северо-Западный федеральный округ более привлекательным для инвестиций и развития бизнеса.
- Что это за проекты?
- Проект Перечня приоритетных инвестиционных проектов Северо-Западного федерального округа, внесенный на утверждение в правительство Российской Федерации, включает 40 проектов на общую сумму более 1,8 триллиона рублей, из которых порядка 1,6 триллиона будет профинансировано частными инвесторами. Дополнительно реализация этих проектов обеспечит создание около 53 тысяч рабочих мест. При этом акценты расставлены в пользу развития горно-рудной промышленности, индустрии строительных материалов, проектов туристско-рекреационной направленности и строительства объектов транспортной инфраструктуры.
Наиболее значимыми являются проекты Мурманской области "Строительство горно-обогатительного комбината на базе месторождения апатит-нефелиновых руд "Олений ручей" и "Строительство и модернизация горнодобывающего и обогатительного производств в г. Ковдор". Проект строительства ГОКа на базе месторождения апатит-нефелиновых руд "Олений ручей" предусматривает создание современного производства апатитового и нефелинового концентратов, а также увеличение объемов производства и экспорта апатит-нефелиновой руды. Реализация проекта позволит создать в перспективе более тысячи новых рабочих мест и существенно увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
Проект "Строительство и модернизация горнодобывающего и обогатительного производств в г. Ковдор" предполагает обновление технологии обогащения и строительство трех современных обогатительных комплексов. Его реализация позволит снизить количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и воду, а также снизить энергозатратность производства. По прогнозам, рост заработной платы составит 50%, а численность работников предприятия увеличится на 360 человек.
Среди наиболее значимых - комплексные проекты Вологодской области "Индустриальный парк "Шексна", "Индустриальный парк "Сокол" и "Великий Устюг - родина Деда Мороза". Первые два проекта предусматривают создание высокоорганизованного пространства, оснащенного многофункциональным "пакетом" инфраструктур, необходимого для привлечения юридических лиц, способных внедрять современные технологии в промышленности и производить новые виды высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции.
В ходе реализации проекта в Великом Устюге создается необходимая инфраструктура, в том числе гостиницы, торговые комплексы, ресторан, кафе и дороги. С начала реализации этого проекта до настоящего времени наблюдается хорошая динамика развития, о чем свидетельствуют итоги прошлого года. Так, по итогам 2010 года Великий Устюг принял около 209 тысяч туристов, что превышает показатель 1998 года в 70 раз. На сегодняшний день перед проектом ставится новая задача - принятие 500 тысяч туристов к 2020 году и обеспечение им всех необходимых условий для комфортабельного размещения и отдыха.
В список наиболее значимых проектов входят и инфраструктурные проекты Санкт-Петербурга "Строительство автомобильной дороги "Западный скоростной диаметр", "Развитие аэропорта Пулково", "Строительство в г. Санкт-Петербурге Орловского тоннеля под р. Невой в рамках развития Волго-Балтийского водного пути".
В свою очередь, с геополитической точки зрения основу стратегического развития в Северо-Западном федеральном округе составляет развитие судостроения и комплексное развитие обслуживающей инфраструктуры морских портов. Именно поэтому в проект перечня приоритетных проектов Северо-Западного федерального округа был включен комплексный инвестиционный проект "Комплексное развитие морского торгового порта (МТП) Усть-Луга и прилегающих территорий", реализуемый ОАО "Компания "Усть-Луга".
- Расскажите подробнее об этом проекте.
- Проект в целом имеет сложную структуру и предусматривает создание индустриальной зоны площадью 3500 га в Кингисеппском муниципальном районе Ленинградской области, ориентированной на глубокую переработку грузов, обрабатываемых МТП Усть-Луга. Помимо транспортно-логистической составляющей данный проект включает промышленный, рекреационный и агропромышленный кластеры. В отдельное направление выделены блоки по возведению объектов инженерной, транспортной инфраструктуры и объектов социального назначения. Последнее, по сути, означает строительство нового города на 34,5 тысячи жителей с перспективой его расширения до 58 тысяч.
Уже разработаны общая концепция реализации проекта, а также бизнес-план и концепция мастер-плана для Индустриальной зоны и рекреационного комплекса.
Предварительные расчеты в целом по проекту показали, что в период с 2011 по 2030 год будет освоено 675 миллиардов рублей, создано более 20 тысяч рабочих мест.
В результате будет создан крупный Восточно-Европейский транспортный узел и обеспечено устойчивое развитие прилегающей к нему территории за счет сбалансированного использования имеющегося природно-ресурсного потенциала.
Первая стадия проекта уже реализована. В 2005-2010 годах в рамках государственно-частного партнерства с долевым финансированием из средств Инвестиционного фонда РФ и за счет частного инвестора на территории площадью 57,1 га создан многопрофильный перегрузочный комплекс с единой технологией обработки широкого спектра грузов: контейнерных, генеральных, накатных грузов, в том числе легковых автомобилей.
Общий объем инвестиций в первый этап составил порядка 8,5 миллиарда рублей, из которых около 6,5 миллиарда профинансировано за счет средств инвестора ОАО "Компания Усть-Луга". При этом размер государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда составил 1,95 миллиарда рублей, за счет которых созданы объекты федерального значения: два причала, прикордонный участок и необходимая инженерная инфраструктура.
Этот пример успешной реализации проекта ГЧП за счет средств Инвестфонда стал катализатором для последующего комплексного развития приморской территории Северо-Западного федерального округа, на которую уже сегодня готовы прийти новые инвесторы.
- Но бюджет Инвестфонда, да и вообще инвестиционный бюджет государства ограничен, а проекты уже запущены. Где искать деньги в этой ситуации?
- Когда инвестиционный бюджет государства ограничен и не может финансировать предлагаемые инфраструктурные проекты в прежних объемах, необходим поиск альтернативных вариантов и механизмов реализации инвестпроектов с участием частного капитала. Сейчас только по заявкам в Инвестиционный фонд Российской Федерации объем запрашиваемой господдержки уже превышает 500 млрд рублей.
В отдельных проектах частные инвесторы готовы вкладываться в создание необходимой инфраструктуры на первых этапах их реализации. Примерами могут служить проекты строительства железной дороги к Эльгинскому месторождению компании "Мечел" и создания горно-металлургического кластера в Приамурье группы компаний Петропавловск.
В этой связи необходима разработка и нормативное закрепление принципиально нового подхода к реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства для поддержки приоритетных инвестиционных проектов развития территорий. Ведь, реализуя такие комплексные проекты, государство закладывает базу для развития регионов и формирования внутренних источников саморазвития на годы вперед.
Сейчас Минрегионом России ведется разработка концепции реализации комплексных проектов развития территории, получившая в целом поддержку в других федеральных министерствах, среди субъектов Российской Федерации, Внешэконом банка и инвесторов.
Комплексные проекты всегда предполагают создание взаимоувязанных объектов производства и инфраструктуры. Однако в условиях дефицита средств федерального бюджета часто решение вопросов о начале строительства публичной инфраструктуры затягивается, что в свою очередь влечет и приостановление проектов частных инвесторов.
В этой связи в рамках концепции предлагается строить объекты государственной собственности за счет средств инвесторов с последующей компенсацией понесенных ими затрат из бюджетных средств, формируемых в результате дополнительных налоговых поступлений от реализации комплексного проекта.
Концепцией важная роль отводится каждому из участников, как частным инвесторам, принимающим на себя обязательства по финансированию объектов производства и инфраструктуры, так и федеральным, и региональным органам, несущим ответственность за принятие обоснованных решений о целесообразности начала реализации проекта, структурирование проекта и последующее возмещение расходов инвесторов на создание инфраструктуры. При этом министерство готово взять на себя функции координатора при отборе и реализации таких проектов.
Воплощение в жизнь указанной схемы, безусловно, потребует изменений в федеральное законодательство. Однако, учитывая, что речь и идет о поддержке масштабных проектов с участием реальных якорных инвесторов, готовых разделить риски с государством, внесение указанных изменений является обоснованным и необходимым шагом для улучшения инвестиционного климата в федеральных округах и развития государственно-частного партнерства.