18.10.2011 00:30
Общество

Евгений Туголуков: Новый экологический законопроект носит поистине "революционный" характер

Текст:  Евгений Туголуков (председатель Комитета госдумы по природным ресурсам и экологии)
Российская Бизнес-газета - : №37 (819)
Читать на сайте RG.RU

Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий". Законопроект совсем свежий, он был внесен в Госдуму правительством Российской Федерации в конце года, и то, что он так быстро был рассмотрен и принят, свидетельствует о его исключительной актуальности и важности.

Главная цель законопроекта - создание принципиально новой системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду для субъектов экономической деятельности. Новая система предполагает оптимальное сочетание жестких мер государственного регулирования и контроля с современными методами экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду и применяющих наилучшие, экологически безопасные технологии.

Законопроектом устанавливается классификация предприятий по значимости воздействия на окружающую среду по трем категориям: экологически опасные объекты; объекты, оказывающие умеренное воздействие на окружающую среду; объекты, оказывающие незначительное воздействие на окружающую среду. В зависимости от этой классификации для каждой категории устанавливаются пропорциональные меры государственного регулирования: от установления жестких обязательных нормативов и введения комплексных разрешений до замены большого комплекса обязательных документов единой формой отчетности об объемах фактически осуществляемых выбросов загрязняющих веществ.

Одновременно законопроектом предлагается ужесточить экономические санкции к хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность с превышением нормативов допустимого воздействия на окружающую среду. Предполагается, что по истечении трех лет с момента вступления закона в силу повышающие коэффициенты к ставкам платы за негативное воздействие будут кратно увеличены, то есть действующие повышающие коэффициенты 5 и 25 будут увеличены до 25 и 100 соответственно.

Вместе с тем отдельные положения законопроекта направлены на устранение пробелов в правовых нормах установления временных нормативов (лимитов) выбросов и сбросов загрязняющих веществ и планов поэтапного снижения загрязнения. При этом на правительство РФ возлагается полномочие по установлению нового исчерпывающего перечня нормируемых загрязняющих веществ, а также веществ, запрещенных к выбросам, сбросам в окружающую среду. Законопроектом предлагается сохранить действующую систему поэтапного достижения нормативов выбросов и сбросов путем установления временно разрешенных выбросов, сбросов на период реализации планов мероприятий по снижению негативного воздействия. Срок его реализации устанавливается на период, не превышающий семь лет (период инвестиционного цикла), и не подлежит продлению.

Новая система предполагает оптимальное сочетание жестких мер государственного регулирования и контроля с современными методами экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду и применяющих наилучшие, экологически безопасные технологии

Кроме того, законопроектом устанавливаются принципиально новые основы нормирования в зависимости от внедрения и использования в производстве наилучших доступных технологий. Для наилучшей доступной технологии определяются показатели выбросов, сбросов загрязняющих веществ в расчете на единицу произведенной продукции, которые применяются в системе технологического нормирования для ряда экологически опасных объектов. Определение областей применения наилучших доступных технологий и необходимых технологических критериев, а также разработка соответствующих информационно-технических справочников будет относиться к компетенции правительства Российской Федерации.

Законопроект также предполагает широкий комплекс мер для эффективного экономического стимулирования предприятий, внедряющих наилучшие доступные технологии с высокой степенью обеспечения экологической безопасности. В числе наиболее значимых экономических стимулов можно назвать: предоставление льгот по плате за негативное воздействие, предоставление инвестиционных налоговых кредитов с полным возмещением затрат на уплату процентов, уменьшение налогооблагаемой базы за счет отнесения расходов на содержание и эксплуатацию оборудования к материальным расходам, которые не облагаются налогом на прибыль.

Исходя из оценки современного состояния промышленных мощностей и экономических возможностей для их модернизации, законопроектом устанавливается поэтапный переход к новой системе мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды в течение 14 лет с момента вступления закона в силу.

Законопроект носит поистине революционный характер и создает принципиально новую фундаментальную базу для развития современной, экологически безопасной российской экономики. Современная система экономических координат изменилась. Сейчас, по сути, низкая экологическая эффективность просто невыгодна. Это ведет к резкому сужению рынков. Экологические технологии - это уже не прихоть, а реальное конкурентное преимущество. Конечно, самостоятельный переход к ним для большинства предприятий длителен и дорог. Именно поэтому наша задача состоит в том, чтобы обеспечить наиболее оптимальный законодательный механизм, при котором разумное сочетание принудительных мер и реальных экономических стимулов сможет сдвинуть дело защиты окружающей среды с "мертвой точки" и эффективно обеспечить устойчивое развитие всей экономической системы.

При подготовке законопроекта ко второму чтению мы будем очень тщательно прорабатывать все детали этого важного и сложного документа, привлекать к обсуждению широкий круг экспертов и представителей всех заинтересованных сторон. В конечном варианте этот закон должен содержать реальные, рабочие механизмы решения накопившихся проблем, иметь под собой прочную экономическую базу и отвечать интересам общества.

Важным шагом в решении экологической проблемы должен стать также законопроект, создающий экономические стимулы по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов, также принятый в первом чтении. Он предполагает комплекс мер, направленных на сокращение количество отходов, направляемых на захоронение. Наряду с дополнительными обязательствами, которые соответствуют современной европейской практике обращения с отходами, законопроект предлагает экономические стимулы для развития цивилизованного бизнеса в данной сфере.

Экология Промышленность Госдума