Чем отличается автомобиль от велосипеда? Если следовать американской логике, казалось бы, ничем: ведь и тот, и другой ездит. Но вот только ездит по-разному. И если первый "агрегат" вполне пригоден для русских морозов, то на втором в наши минус 20 далеко не доберешься. Тем не менее, давая оценку ситуации вокруг европейской системы противоракетной обороны, Вашингтон применил именно такую кривую логику.
Во вторник заместитель госсекретаря США Эллен Торшер, отвечающая во внешнеполитическом ведомстве за контроль над вооружениями и международную безопасность, сделала, на первый взгляд, сенсационное заявление. Она сообщила, что Соединенные Штаты дадут письменное обязательство, в котором отразят ненаправленность системы противоракетной обороны (ПРО) против России. И еще раз объяснят несговорчивым партнерам из Москвы, что эта система будет защищать Европу. Вместе с тем, по ее словам, юридически обязывающих гарантий по этому поводу Вашингтон предоставить не готов.
В принципе, заместитель госсекретаря не сказала ничего принципиально нового. Белый дом и прежде объяснял, правда, исключительно в устной форме, что создаваемая ЕвроПРО должна защитить Старый Свет от внешних ракетных угроз. И прежде предлагал России присоединиться к работам по созданию такой системы. Однако при этом собирался жестко пресекать любые попытки восточных партнеров заявить о своих национальных интересах и стратегической безопасности. Заявление, сделанное Торшер, не более чем уловка, предназначенная для того, чтобы снять с США ответственность за провал переговоров по противоракетным системам. Потому что любой эксперт знает: письма, которые готовы написать в Вашингтоне, являются юридически ничтожными, когда речь идет о таком факторе, как контроль над вооружениями. А значит, без договора, заключенного на государственном уровне и учитывающем озабоченности Москвы в области безопасности, всерьез говорить об участии нашей страны в американской противоракетной программе нелепо.