Каждое утро со всех направлений в Москву въезжает миллион "маятниковых мигрантов": людей, живущих в городах и поселках Московского региона, работающих в столице.
Слово "живущих" применительно к ним уже почти утратило актуальность. Большинство из них у себя дома только ночуют. А живут они теперь уже преимущественно на работе и по пути к ней.
Маятник, качнись
"Маятниковые" мигранты одновременно и жертва транспортного коллапса, и его причина.
Татьяна Кузнецова работает фоторедактором в большой компании на севере Москвы. Живет в Троицке - 37-тысячном наукограде в 20 км к юго-западу от Москвы по Калужскому шоссе. В семье есть машина, но Татьяна пользуется общественным транспортом: так быстрее и дешевле. Сначала доезжает автобусом до Теплого Стана, дальше - на метро.
Чтобы успеть на работу к 11.00, она выходит из дома в 6.45 (!).
Так, кстати, было не всегда. Несколько лет назад доезжала до работы за пару часов.
- 9 лет назад на Калужском шоссе от Троицка до кольцевой было не больше трех светофоров, - ностальгически вспоминает Татьяна. - Сейчас их втрое больше, кроме того, часто перекрывают дорогу из-за машин с мигалками.
По ее воспоминаниям, в старые времена "мигалки" на Калужском шоссе встречались, но те были "какие-то другие": шли целые кортежи с машинами сопровождения. Сегодня кортежей мало, зато "самостоятельных" ВИПов с мигалками стало ощутимо больше.
Есть альтернатива: ехать до метро "Юго-Западная", но автобус ходит реже, и дорога все равно занимает больше 3 часов. Гипотетически можно еще добраться до Подольска и пересесть на электричку. Но выиграть ни по времени, ни по деньгам не получится: до ближайшей ж/д станции - 18 км.
Эльмира Аширова, выпускающий редактор сайта "Российской газеты", на дорогу от поселка в Подольском районе до офиса в районе станции метро "Савеловская" 10 лет назад тратила 1 час 40 минут. Транспорт: автобус+метро. Показательно, что Варшавское шоссе, по которому Эльмира добирается до станции метро "Южная", городскими властями объявлено экспериментальной площадкой для выработки механизма обновления всех "вылетных магистралей". Но вот только сегодня "влететь" в город по Варшавке Эльмире удается в лучшем случае за 2 часа 20 минут - это утром. Вечерний "отлет" занимает еще больше времени: от 2,5 часа.
С лета Варшавка реконструируется: справа и слева от основной трассы строят полосы-дублеры с большим числом съездов-выездов.
- Пока дублер заработал только в районе Щербинки, но междугородние автобусы на него не съезжают - их штрафуют за "отклонение от маршрута", да и этот съезд как следует не оборудован. Порой к повороту выстраивается внушительный хвост, - разъясняет она. - Что касается полосы для общественного транспорта, то она облегчала трафик недолго. Потом все вернулось на круги своя: традиционные пробки перекрывают шоссе у кольцевой, блокируя подъезд к метро по Варшавскому и по Симферопольскому шоссе.
Почему не работает полоса "А"? По наблюдениям Эльвиры, самое узкое место - пересечение с МКАД, пробка дает длинный хвост из неповоротливых и нежелающих никого пропускать большегрузных фур. У всех автобусных рейсов (из Тулы, Серпухова, Чехова, Климовска, Подольска) есть остановка на МКАД, в районе схождения двух потоков: Варшавки и автомагистрали М2 "Крым". Причем эта пробка из разряда фатально-стабильных, автобусам надо перестроиться через 5-6 полос к остановке, а потом вернуться обратно через поток машин, поворачивающих на внутреннее кольцо МКАД. Нередко высадка пассажиров происходит посреди трассы. Естественно, здесь происходят аварии с последующими заторами.
В интересах этого материала Эльмира вчера поехала на работу на электричке. Результат эксперимента: все те же 2,5 часа.
- Причина - огромные пробки в самом Подольске из-за устаревшей дорожной инфраструктуры, - констатирует наш "маятниковый" редактор. - Ведь мне от дома до электрички 10 км по городу. Впрочем, на автобусе, наверное, вышло бы все 3 часа, ибо "Яндекс.Пробки" обещал большие затруднения.
Замечу, что если термин "маятниковый мигрант" у вас вызывает ассоциации с безликими трудоголиками из серых людских потоков, выползающих из переполненных электричек и автобусов, то вы жертва стереотипа. Большинство депутатов, сенаторов, министров, маршалов, академиков, банкиров, топ-менеджеров и прочих небожителей и товарищей из телевизора - яркие представители маятниковой миграции. Днем они трудятся в Москве, вечером разъезжаются по своим поселкам. И в самом Кремле много "маятниковых".
С ветерком
Точных данных о количестве "маятниковых" мигрантов нет. Эксперты называют цифру с большой амплитудой: от миллиона до двух.
Проблема не только в пробках.
Слесарь из Дмитрова Сергей в заторах не стоит, добирается до своего места работы - автосервиса в Тушино - примерно за 2,5 часа. На мой вопрос о том, нельзя ли было найти работу поближе к дому, Сергей ответить не успевает: в вагон электрички входят контролеры. Мой попутчик и еще примерно десятка два пассажиров вскакивают и резво несутся в тамбур. Билет из Дмитрова до Савеловского вокзала стоит 115 рублей, и в электричках "маятниковые" составляют львиную долю "зайцев".
От "зайцев" удалось избавиться только в "Аэроэкспрессах" - за счет многократного контроля и тотальной проверки билетов контролерами в сопровождении милиции и охранников. Экспрессы ощутимо сокращают мытарства, например, из Долгопрудного до Москвы теперь можно доехать всего за 18 минут. До Лобни (город в районе аэропорта Шереметьево) тот же экспресс долетает за 27 минут. Для сравнения: на машине вы на дорогу потратите минимум часа два, из которых 40 минут будете томиться в пробке при выезде из города.
Но вот цены... Билет туда-обратно на экспресс Долгопрудный - Москва стоит от 160 до 198 рублей. От Лобни - 210-260 рублей.
Цена вопроса многих сдерживает: народ в своей массе по-прежнему ездит на переполненных, медленных, но несколько более дешевых электричках. Что вполне объяснимо: эти люди едут в Москву зарабатывать, а не тратить. И вообще доплата за скорость может сделать экономически бессмысленной работу в Москве.
Влетающие на вылет
Выход из него находят по-разному. Денис О.- из самых ортодоксальных "маятниковых мигрантов", которые приезжают из Владимирской, Тверской, Рязанской областей. Денис работает официантом в небольшом московском ресторане. Сначала добирался из родного Киржача до столицы за пять часов. Приходилось вставать в половине шестого утра. Вконец измотавшись, нашел койко-место в съемной квартире. Теперь пять дней живет и работает в Москве, а выходные проводит дома.
Но такой "маятник" скорее исключение, чем правило. В основной массе "маятниковые" ночуют дома. И проблема только накаляется.
Если разделить сутки жизни человека на три части - по 8 часов на сон, работу и дорогу к ней, то это уже нельзя назвать жизнью. Последствия: стрессы, психические срывы, физические патологии. Само собой, все это скажется и на производительности труда. Причем это уже не мрачные прогнозы, а наша реальность. На прошлой неделе МКАД, по данным "Яндекс.Пробки", парализовало аж на половину длины, а загруженность автодорог впервые в этом году достигла максимального показателя: 10 баллов по 10-балльной шкале.
А вот со следующего года "маятниковая миграция" начнет сокращаться, причем в разы. Произойдет это по причине расширения Москвы: поездка из одного района города в другой под определение миграции никак не попадает.
Парадокс сугубо лингвистический: термин утрачивает актуальность - проблема прогрессирует.