Полицейский планшетный компьютер, который в ближайшее время появится у подмосковных гаишников, выглядит несколько необычно. Пока это опытный образец.
В руках начальника УГИБДД по Московской области Сергея Сергеева он ощетинился резиновыми ребрами жесткости и прорезиненными боками. "Чтобы не разбился", - пояснил Сергеев и разжал пальцы. Планшетник грохнулся на пол генеральского кабинета, но не только не вышел из строя, но даже не выключился. Ему не понадобилась и перезагрузка.
Такое обращение с электронной спецтехникой, конечно, не норма. Это лишь для наглядности - журналисту из "РГ". Но, как знать, в каких переделках придется побывать спецустройству? Через месяц экспериментальная партия из ста планшетников поступит на вооружение подмосковных экипажей ДПС. Зачем гаишникам модный гаджет, не слишком ли затратная это покупка, ведь подмосковные гаишники и без того укомплектованы? Ведь уже сейчас в каждой служебной машине есть видеорегистратор, ноутбук, служебные рации и системы навигации. На это у генерала Сергеева есть свой обоснованный ответ.
Сергей Сергеев: Как покажет себя опыт применения новинки, сказать пока сложно. Это - эксперимент, итоги станут ясны чуть позже по практике работы дежурных экипажей при оформлении ДТП и выявлении угнанного автотранспорта.
Но, собираясь ввести его в эксплуатацию, мы не огульно гнались за модой, насмотревшись голливудских полицейских детективов. Применение планшетника заранее обосновано нашими специалистами. Мы знаем, улучшение каких результатов он может принести.
Российская газета: Но, по-моему, подмосковной ГИБДД и так грех жаловаться на техническое оснащение. Например, камеры видеофиксации нарушений уже несколько лет в штатном режиме работают на дорогах области.
Сергеев: Дело не в каких-то преференциях нашему управлению. А в том, что дороги Подмосковья давно стали своеобразным полигоном, где испытываются новинки, которые потом с учетом поправок могут вводиться по всей стране.
Кстати, чтобы было понятно, поясню, что применение планшетных компьютеров полицией уже опробовано в некоторых странах Европы. Однако вся интеллектуальная начинка, программное обеспечение, почтовый сервис - наше отечественное, уникальное.
РГ: И в чем же плюсы, ваши экипажи ведь уже имеют ноутбуки?
Сергеев: Планшетник легче, он мобильный, многофункциональный, не бьется. Он удобен в использовании. Его легче переносить с места на место. Для него не нужна специальная подставка: легко удерживая планшетник левой рукой, правой рукой сотрудник вводит необходимые данные для запроса. Применение ноутбуков в работе выявило несколько минусов. По административному регламенту водитель, нарушивший правила, не обязан по приглашению инспектора следовать в служебную машину. Нередко наши сотрудники сталкиваются с конфликтными ситуациями, когда водитель наотрез отказывается покидать свое авто и просит прежде доказать ему его нарушение. В этих случаях приходится отключать от питания ноутбук и нести довольно громоздкую электронную книжку к машине нарушителя. За день не наносишься. Планшетник же ликвидирует эту проблему. С его помощью можно проводить видеосъемку поведения неадекватного водителя, где бы он ни находился, как видеокамерой, а также фотографировать и пересылать снимки с места ДТП в дежурную часть Управления ГИБДД, чтобы наиболее эффективно скорректировать работу экстренных служб.
Но это лишь один, причем не самый главный, плюс. Служба инспекторов особенно ночью связана с риском. Приходится иметь дело и с угонщиками, и с убийцами, промышляющими разбоями на дорогах. Сейчас, собираясь досматривать тот или иной автомобиль, сотрудник фактически подходит к объекту, о котором он ничего не знает. С применением нашего планшетника он в течение секунд сможет узнать о заинтересовавшем его автомобиле и владельце транспортного средства все.
РГ: Каким образом?
Сергеев: При помощи разработанных нашими учеными специальных программ. Планшетник обеспечит связь с центральным сервером. Инспектору нет необходимости связываться с дежурной частью, "пробивать" по базе номера.
На экране планшетника он увидит не только, где и когда зарегистрирована машина, но вообще все, что есть во всех информационных базах. Кто хозяин, нарушал он закон или нет, сколько раз, не лишен ли он прав вождения.
Еще один плюс планшетника - при оформлении ДТП. У него есть привязка к спутниковому позиционированию и камера хорошего разрешения.
Оформляя аварию, особенно с тяжелыми последствиями, инспектору для установления личности пострадавших или даже погибших не понадобится ехать в больницу или морг. Изгнать всю интересующую его информацию инспектор сможет одним нажатием пальца. Компьютер покажет, кто водитель, где и кем ему выдавались права.
А оспорить решение административной практики станет труднее. Аппелировать к тому, что инспектор неверно нарисовал схему ДТП будет бесполезно, поскольку при каждой аварии будет вестись фотосъемка расположения автомобилей с автоматической спутниковой привязкой их координат. Фотографии будут тут же переданы на центральный сервер ГИБДД. Сотруднику административной практики, который впоследствии будет выносить решение о виновности, уже не придется копаться в схемах. Он все увидит на фотографиях так, как если бы сам был на месте ДТП.
РГ: Какова точность позиционирования?
Сергеев: Можно будет не только определить место, но и на какой полосе дороги произошла авария. Можно будет сфотографировать место ДТП со спутниковой привязкой по фотографии к местности.
РГ: Но у нас связь и Интернет работают далеко не везде. Можно ли обеспечить надежную связь, особенно когда экипаж ДПС будет двигаться?
Сергеев: Планшетник не будет подключен к Интернету. Нами разработаны свои каналы связи, но о них я могу сказать только то, что они надежные.
РГ: Насколько дорого обойдется его закупка?
Сергеев: Пока об этом говорить рано, поскольку то, что вы видели, это опытный образец. Но точно не будет перекосов. Мы не будем закупать эти устройства для всех сотрудников. Достаточно будет приобрести их по одному на каждый экипаж ДПС, который работает на линии.