Правительство решило навести порядок на водном транспорте России. Слишком часто он стал нас огорчать. За последние три года, как свидетельствует статистика, количество происшествий на водном транспорте выросло почти в два раза, а число погибших (с учетом катастрофы теплохода "Булгария") увеличилось в пятнадцать раз.
На речные маршруты выходят суда, которые с трудом держатся на воде, к штурвалу становятся люди, едва разбирающиеся в азах судовождения. Забыты правила безопасности, а главным "мотором" этого рискованного движения по водным дорогам становится выгода. При этом замечена пугающая тенденция, которая свидетельствует о том, что перевозчики, выполняющие все требования, оказываются в заведомо невыгодных условиях по сравнению со структурами, работающими в так называемом "сером" секторе. Пренебрежение законом позволяет недобросовестным перевозчикам, которые экономят на безопасности, применять более низкие тарифы на свои услуги по сравнению с добросовестными. Да и контролировать недобросовестных гораздо труднее, а иногда просто невозможно, поскольку нет никакой официальной информации об их присутствии на рынке.
Такая разбалансированность отрасли потребовала многочисленных изменений в российское законодательство. И правительство подготовило и вчера внесло в Госдуму целый пакет поправок в разные законодательные акты. Они совершенствуют систему государственного регулирования и обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях и в речных портах и повышают ответственность за нарушение правил работы водного транспорта России.
На первое место выходит контроль и надзор за эксплуатацией речных судов. Органами госнадзора становятся администрации речных бассейнов, которые наделяются и другими важными функциями, связанными с безопасностью речных перевозок. Это навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов, путевые работы на внутренних водных путях, содержание судоходных гидротехнических сооружений и пропуск через них судов и иных плавучих объектов, диспетчерское регулирование и управление движением судов, организация технологической связи внутреннего водного транспорта.
На эти администрации возлагается также обязанность вести "государственную регистрацию судов в судовых реестрах Российской Федерации и реестре арендованных судов, государственную регистрацию спортивных парусных судов, дипломирование командного состава судов внутреннего водного плавания и членов экипажей спортивных парусников. Администрации речных бассейнов будут выдавать удостоверения личности моряка и удостоверения о праве лоцманской проводки судов в своем бассейне.
В Кодекс внутреннего водного транспорта вносятся также поправки, определяющие права транспортных инспекторов. Контрольно-надзорные структуры могут проводить свои мероприятия не только в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность, но и проверять эксплуатируемый ими транспорт и иные технические средства в порядке превентивного контроля.
Особая статья - страхование судовладельцами своей ответственности за вред, причиненный имуществу юридических и физических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и нефтепродуктами, а также за вред, причиненный инфраструктуре речного, морского порта и инфраструктуре внутренних водных путей. Судовладельцы обязаны будут страховать риски возникновения убытков, понесенных в связи с подъемом, удалением и утилизацией затонувшего судна. Минимальная страховая сумма должна устанавливаться в договоре страхования в отношении каждого судна судовладельца в соответствии с валовой вместимостью.
Законопроектом предлагается ужесточить административную ответственность за предпринимательскую деятельность в области транспорта без лицензии или с нарушением ее условий. Недобросовестному предпринимателю грозит не только штраф, но и административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Но и штрафы нарушителям предполагаются немалые: для граждан и должностных лиц до ста тысяч рублей, для юридических лиц - до пятисот тысяч рублей.