По данным аналитиков, 95% удачных историй зарубежной карьеры связаны с международными компаниями. Благодаря отлаженной системе оценки лидерского потенциала ценные кадры определяются на самом входе в компанию и потом постепенно интегрируются в международную структуру корпорации. Наступает момент, когда менеджмент решает применить опыт сотрудника на других географических рынках или в штаб-квартире.
Но, как уверяет Виктория Цомая, международный специалист по маркетингу, член Королевского института маркетинга (Лондон), такая карьера зависит от амбиций, связей, готовности пойти на риск. "Я знаю многих бывших коллег, которые, получив международное назначение, остались за рубежом. К примеру, у меня есть знакомые, которые, проработав несколько лет в Лондоне, организовали там собственную компанию по маркетинговому консалтингу. Это лишь один из примеров", - говорит Виктория Цомая.
Существует несколько признанных способов сделать международную карьеру. Первый - получить диплом МВА ведущей западной бизнес-школы и принять предложение от иностранной компании. Второй - сделать локальную карьеру в российском представительстве международной компании и войти в корпоративный кадровый резерв. Третий - поехать работать в зарубежный офис российской компании, которая осуществляет активную географическую экспансию.
"Устроиться на работу за границей самостоятельно очень сложно - этому часто мешает законодательство, - отмечает коммерческий менеджер рекрутинговой компании Hudson Global Resources Алексей Долгих. - В последнее время принимающей стороне приходится обосновывать в местных центрах занятости, почему на ту или иную должность приглашен именно иностранец. Ведь из-за экономического кризиса многие специалисты как в России, так и за ее пределами остались без работы".
К тому же отечественные рекрутинговые фирмы, как правило, не могут помочь в трудоустройстве за пределами страны. Такие посредники в России есть, но они занимаются в основном поиском рабочих, нянь и сиделок. "Если же менеджер хочет найти работу в иностранной компании, то ему лучше обращаться к локальным рекрутерам, - объясняет Алексей Долгих. - Делать международную карьеру внутри предприятий гораздо легче, особенно если это сильные FMCG-игроки, например, табачные компании, производители бытовой химии, продуктов питания, пива, а также фармацевтические и хайтек-компании".
По мнению Алексея Долгих, легче всего свой опыт применить за рубежом финансистам, которые используют МСФО, - их знания наиболее универсальны. Иногда назначения в другую страну получают специалисты сферы продаж и маркетинга: директора по продажам, бренд-менеджеры, маркетинг-менеджеры. Реже - производственные специалисты по управлению качеством, закупками, производством, а также генеральные менеджеры, HR и директора по логистике. Меньше всего шансов сделать международную карьеру внутри компании у бухгалтеров и юристов, ведь знание местной законодательной базы - ключевая ценность этих специалистов.
Но международных карьеристов среди наших соотечественников очень мало - за управленцами из России иностранные компании не охотятся. По словам Виктории Цомая, в первую очередь это связано как с незрелостью местного рынка и спецификой профиля успешного российского менеджера, так и с локальными особенностями культуры управления. "Среди плюсов отечественных специалистов: предпринимательская жилка, адаптивность, устойчивость к стрессам и переменам, целеустремленность, способность к быстрому обучению. Среди недостатков: отсутствие стратегического видения, недооценка роли команды, авторитарность, слабое владение современными управленческими технологиями. У наших топ-менеджеров пока было недостаточно времени практиковать и развивать свои управленческие таланты", - объясняет специалист.
Хотя многое зависит от отрасли и конкретной специализации, признают аналитики. К примеру, российские IT-специалисты с успехом конкурируют на международном рынке с румынами, венграми и индусами. Финансисты на равных работают с иностранцами. А вот представителям коммерческих специальностей (маркетинг, продажи) порой не хватает опыта. Ничего удивительного - первый качественный рекламный ролик в России появился только 15 лет назад.
Поэтому отечественные специалисты, делая карьеру за рубежом, быстро упираются в потолок. Им зачастую трудно преодолеть уровень функциональных директоров и стать, скажем, генеральными директорами. "Я знаю от силы 10-15 директоров-россиян, которые руководят иностранными компаниями за рубежом", - подчеркивает Алексей Долгих.
Жители восточноевропейских стран оказались конкурентоспособнее наших соотечественников. "Специалисты из Восточной Европы смогли быстрее наладить связи, которые теперь помогают им делать карьеру за рубежом, - признает директор по маркетингу компании Nemiroff Алексей Брень. - За последние три-пять лет настоящий прорыв сделали польские менеджеры, проявляющие завидную гибкость, адаптивность и работоспособность. Вред нашим специалистам наносит низкий уровень конкурентоспособности России, имидж страны. Западноевропейцы, к примеру, более толерантны друг к другу и менее терпимы к выходцам из России: наша страна слабо интегрирована в Европу, и это отражается на отношении к нам со стороны европейцев. Нужно быть в полтора раза лучше местного специалиста, чтобы завоевать авторитет внутри иностранного предприятия и претендовать на руководящую должность".
Кроме того, как отмечает Алексей Брень, россияне тяжеловаты на подъем. "Нельзя сказать, что наши соотечественники с легкостью готовы переезжать, - отмечает он. - Нередко те, кто уезжал за границу, потом возвращались на родину. Эти специалисты всегда востребованы. Они набираются международного опыта, который сам по себе уже бесценен. Эти знания и навыки всегда можно применить в России, ведь здесь больше пустующих ниш, а значит, больше перспектив".