25.10.2011 00:42
Экономика

Сергея Пятенко: Руководитель должен знать новые веяния в сфере менеджмента

Руководитель должен знать новые веяния в сфере менеджмента, но следовать им не обязан
Текст:  Сергей Пятенко (генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК)
Российская Бизнес-газета - Карьера и менеджмент: №38 (820)
Читать на сайте RG.RU

Человечеством накоплен большой опыт применения всевозможных менеджерских методов в самых разнообразных странах и культурах. Теория и практика менеджмента связаны между собой сложной системой прямых и обратных связей. Менеджерская практика является средой, где накапливается множество разработок, структурирующихся в виде разных теорий, которые в свою очередь накладывают отпечаток на реальное управление. Поэтому, с одной стороны, полезно иметь представление о теоретических исследованиях, с другой - необходимо понимать социально-исторический контекст, в том числе факторы, влияющие на формирование практики менеджмента, которая, в свою очередь, способствует разработке тех или иных концепций.

Большинство западных трудов по менеджменту написано на основе социально-экономических реалий деятельности некоторой прослойки высокообразованных людей в небольшой группе развитых стран. Однако даже в самых развитых странах сосуществуют самые разнообразные трудовые коллективы, где реально формируется свой эффективный менеджмент, который достаточно серьезно расходится со многими положениями современного менеджмента, сформулированными западными профессорами-теоретиками.

Еще более пестрые картины можно наблюдать сегодня в российской действительности. С начала легального формирования отечественного бизнеса прошло около двух десятков лет. За каждый год сознание россиян претерпевает эволюцию, на которую западным людям требовалось пять, а то и десять лет. Но этот процесс идет весьма неравномерно. В некоторых городах (или компаниях) буквально за несколько лет формируются стиль бизнеса и корпоративная культура, способствующая общемировой обстановке работы "ударников капиталистического труда". В то же время в соседнем городе (или организации) процветают, например, социалистические представления о заводе - исключительно как о некой богадельне, призванной заботиться о разновозрастных немощных и убогих.

Бизнес вообще и каждое предприятие в частности проходит все стадии, но своего - конкретного, в том числе национального - развития. Главное - понять, на каком этапе находитесь вы и ваша рабочая сила в компании, отрасли и регионе. В зависимости от этого можно, например, оценить, что сейчас важнее: развивать творческое начало или наводить элементарный порядок. Большие ошибки в данной сфере чреваты серьезными последствиями независимо от того, в какую сторону вы ошиблись.

Скажем, в одной ситуации необходимо заниматься "жестким менеджментом", направленным в первую очередь на "выбивание" духа "совка" и разгильдяйства. Но важно не пропустить момент, когда целесообразно начать внедрение элементов коллективного творчества, командообразования, сотрудничества и т.д. Своевременно не начав перестраиваться, вы рискуете потерять наиболее квалифицированный персонал, который уйдет туда, где почувствует большее уважение к ценному трудовому ресурсу - своей личности. И, наоборот, несвоевременно используемый "мягко-демократичный" стиль управления с опорой на интеллект и сознательность работников может привести к деградации и потере конкурентоспособности всего бизнеса, ибо персонал в целом будет работать недостаточно напряженно.

В некоторых компаниях буквально за несколько лет формируются стиль бизнеса и корпоративная культура, в других процветают представления о заводе исключительно как о некой богадельне

Формирование трудовой этики - процесс длительный. Наша рабочая сила разнообразна, и сознание россиян быстро эволюционирует. Но процесс идет очень неравномерно. Кое-где представления об отношениях на производстве соответствуют западным 100-150-летней давности. В "интеллектуальных" бизнесах ситуация аналогична западной всего 30-40-летней давности. В итоге где-то может быть эффективно трудовое сотрудничество. А где-то необходима жесткая "дрессировка" рабочего класса, развращенного как отечественной историей, так и десятилетиями социалистического строительства. Поэтому любые рецепты не универсальны. Иногда использование элементов современного менеджмента оправданно, иногда - нет. Это как обучение сына культуре пития виски. (В 5 лет рано, в 25 - поздно.) Важно понять: а) на каком этапе эволюции находится рабочая сила в конкретной компании, регионе или отрасли и б) что сейчас важнее: сотрудничество или наведение элементарного порядка.

Ошибки чреваты серьезными последствиями. Например, когда вы выбиваете дух "совка" и разгильдяйства, то важно не пропустить момент, когда использовать элементы сотрудничества. Иначе вы рискуете потерять ценные кадры. Наоборот, несвоевременность "демократичного" стиля управления, опора на сознательность могут вести к деградации бизнеса, ибо персонал будет работать плохо. А кое-где просто воровать и пьянствовать.

Многообразие "правильного" менеджмента начинают осознавать отечественные практики. Они уже понимают - им не хватает знаний, но при этом ощущают неприменимость к своему бизнесу многого из технологий современного западного или еще более далекого японо-китайского менеджмента. Нам надо опираться на российскую реальность и стремиться понять, на какой стадии находится ваш конкретный бизнес. В теории менеджмента существует своя "мода". Причем колебания становятся все более частыми. На Западе уже много лет выпускается огромное количество книг и статей по проблемам теории управления. Периодически некоторые из работ вдруг становятся предметом всеобщего обсуждения, что не обязательно связано с возникновением новых проблем: иногда просто меняется настроение в бизнес-среде или появляется новое, "модное" течение. И тогда какая-то актуальная, относительно новая теоретическая разработка вызывает большой интерес.

Руководитель должен осознавать: быть в курсе новых веяний - дело полезное, однако серьезное обсуждение вопроса, какая из очередных теорий лучше, по-видимому, аналогично размышлениям о том, что "эффективнее" носить: брюки или юбку - макси, миди или мини. Кому что идет, какая нынче мода, погода и цели...

Занятость