25.10.2011 15:25
Общество

Свердловский омбудсмен: Народу манси нужно помочь с ружьями для охоты

Текст:  Ксения Дубичева (Свердловская область)
Читать на сайте RG.RU

Уполномоченный по правам человека Свердловской области Татьяна Мерзлякова съездила в Ушму и юрту Анямова.

На Крайнем Севере региона живут 70 лесных манси (всего их, по данным последней переписи, 280) в селениях Ушма, Хорпия, юрта Пакунова, Бахтиярова, Бурмантово и других - по десятку человек в каждом. В прошлом веке манси работали на сплаве или в колониях, "на вышке", считались хорошими сплавщиками и стрелками. Сейчас все взрослое население имеет статус безработных и время от времени получает пособие по безработице. Во-первых, по закону его выплачивают только полгода, и следующие выплаты назначаются не раньше, чем через полгода. Во-вторых, для его получения необходимо дважды в месяц отмечаться на бирже труда, а до нее от самого близкого к "цивилизации", то есть к Ивделю, поселения манси - шесть часов на вездеходе, по колее, которую одолеет разве что трехмостовый "Урал". Такой вездеход у манси был, развалился от ветхости, но есть надежда, что в 2012-м появится новое транспортное средство за счет облбюджета.

Еще одна проблема, которую сейчас пытается решить омбудсмен, - проблема вооружения. Манси добывают насущную пищу с помощью винтовок полувекового возраста, для покупки новых нужно собрать кучу справок и добыть разрешение, которое можно оформить только в Краснотурьинске, а это 140 километров от Ивделя. Другой нерешаемый пока "бумажный" вопрос - оформление и получение компенсации за дрова, положенной от областных властей пенсионерам, инвалидам и прочим социальным категориям.

Впрочем, и сделано немало. Так, в Ушме - заброшенной колонии - за счет облбюджета выстроены десять домов для манси. При помощи омбудсмена организованы выезды на Север специалистов областной больницы, которые проводят медосмотры и удивляются, что мансийские дети значительно здоровее своих городских сверстников, а со здоровьем взрослых ровно наоборот. Регулярно приезжают в селения медики из Ивделя, лекарствами манси обеспечены.

В чрезвычайных случаях можно вызвать "скорую" и другие экстренные службы по телефону. С помощью облбюджета в каждом поселении установлены итальянские таксофоны - даже в напрочь выгоревшем прошлым летом Вижае, где сейчас домов нет, а телефон остался. Сотовая связь в этих местах, понятно, не работает. Местные жители могли бы связаться с остальным миром или, сговорившись, перезваниваться, однако для этого нужны карточки. Их продавали только в Ивделе, но последние полтора месяца и там их нет.

В последнее время в мансийских семьях появилось больше детей: их десять из 36 жителей двух селений. Старейшая жительница этих мест Александра Васильевна Анямова, 1938 года рождения, сейчас нянчит девятимесячную внучку - зашнуровывает ее в берестяную люльку, которая укачивала не меньше четырех поколений. Тугая шнуровка, по словам старейшины, необходима, чтобы ребенок ненароком не выполз из юрты, не замерз и не попал в лапы зверю. Александра Васильевна чувствует себя бодро настолько, что в прошлом году добыла сохатого.

Прирост населения обеспечивают не только дети. В юрту Анямова вернулся ее сын Валерий. Он закончил Санкт-Петербургский институт кинематографии, жил в Ханты-Мансийске, а сейчас мечтает о создании на землях манси охотхозяйства. Охотники действительно чаще стали наведываться в эти места, однако многие из них предпочитают рассчитываться с проводниками водкой. И омбудсмен Татьяна Мерзлякова опасается, что вскоре встанет вопрос о необходимости кодировки манси от алкоголя, - уже второй раз за время ее службы.

Демография ХМАО Урал и Западная Сибирь