25.10.2011 16:12
Власть

Закон и власть: Процесс совершенствования продолжается

Текст:  Александр Цалиев (Председатель Конституционного суда Республики Северная Осетия-Алания, доктор юридических наук, профессор )
Читать на сайте RG.RU

К рассуждениям по данной теме меня подвигли предстоящие знаменательные события: думские и президентские выборы. Выборы вошли в мировую практику, проторив дорогу власти без революционных событий и гражданской войны с помощью Основного закона о государственной власти - Конституции.

Власть и Закон имеют свои значительные особенности, но в демократическом правовом государстве гражданское общество предъявляет к ним свои основополагающие требования, которые их объединяют: законы должны способствовать максимально добровольному волеизъявлению избирателей в отношении новой федеральной власти, а избранная народом власть должна признавать и защищать права и свободы своих граждан. Только в такой взаимосвязи Закон и Власть являются легитимными, могут эффективно функционировать и отстаивать интересы общества и государства.

Для решения указанных и других задач принципиально важное значение приобретают укрепление государственной власти, оптимальная организация органов государственной власти, сбалансированное распределение полномочий и функций между ними - обеспечиваемые федеральной властью на основе фундаментальных конституционно-правовых положений. В их числе такие, как: "Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию"; "Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации"; "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации".

Эти и другие важные конституционные положения составили прочную законодательную основу для сохранения территориальной целостности Российского государства, укрепления ее государственной власти. Позднее они были развернуты и конкретизированы нормами Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ст. 1), а также подкреплены решениями Конституционного Суда Российской Федерации. Так, в одном из них прямо говорится, что суверенитет, предполагающий, по смыслу статей 3, 4, 5, 67, 79 Конституции Российской Федерации, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти на территории государства и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 года № 10-П).

К сожалению, демократы первой волны, имея широкую законодательную базу, не смогли обеспечить установление единого правового пространства, присущего любому правовому государству. Таким образом, к концу 1990-х годов сложилось явно ненормальное положение дел в сфере законодательства: по крайней мере, 50 из 89 конституций и уставов субъектов Российской Федерации противоречили федеральной Конституции, треть региональных законодательных актов тем или иным образом нарушали федеральное законодательство. К тому же в стране складывалась крайне напряженная обстановка и в сфере политики, экономики, в организации и осуществлении государственной власти.

Непродуманная государственная политика, проводимая в середине 90-х годов прошлого века, в том числе относительно понимания конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, суверенитета республик, создавала предпосылки для расшатывания государственной власти и целостности российского государства.

Рассуждая о государственной власти, нельзя не сказать о том, что она, как, собственно, и любой другой вид власти, только тогда может быть эффективной, когда является сильной. Но это возможно в случае, если она обладает соответствующими политическими, экономическими, социальными и военными ресурсами и при принятии управленческих решений опирается как на силу Закона, так и на поддержку народа. Если государственная власть превращается в самоценность, как это бывало в истории, в том числе и нашего государства, общество рано или поздно восстает против нее.

За примерами не надо далеко ходить. Так, в начале 1990-х годов, к сожалению, следуя давней российской традиции, определенные политические силы в борьбе с советской тоталитарной властью в очередной раз кинулись из одной крайности в другую. Многие ненависть к старой системе обратили против самого Российского государства. Особенно в этом преуспели псевдодемократы, которые настолько расшатали и ослабили государственную власть, что довели ее чуть ли не до беспомощного состояния. Государство ослабло настолько, что не в состоянии было поддерживать свою территориальную целостность ни военными, ни экономическими, ни дипломатическими средствами. Под сомнение были поставлены положения Конституции России.

В этих сложнейших условиях тогдашний президент Российской Федерации Владимир Путин предпринял целый комплекс мер, в том числе законодательного характера, направленных на укрепление государственной власти, сохранение целостности Российского государства.

Аналогичную государственно-правовую политику Владимир Путин продолжил и в дальнейшей своей деятельности, возглавляя правительство России. Такую политику нельзя назвать иначе как последовательно эффективную, направленную на укрепление Российского государства и его авторитета на международной арене. Руководитель, осуществляющий такую политику, естественным образом должен быть востребован в наше сложное и смутное время. Интересно, что недавно наш известный земляк доктор экономических наук, профессор Московского международного университета Георгий Цаголов сравнил Владимира Путина с великим реформатором Петром Столыпиным, возглавляющим царское правительство в тяжелейший период существования Российского государства, который считал, что народу нужны не великие потрясения, а Великая Россия.

С целью укрепления государственной власти и территориальной целостности Российской Федерации, на мой взгляд, следует также расширить роль субъектов Российской Федерации в рамках осуществления ими совместных полномочий и предметов ведения с Российской Федерацией. В частности, это касается таких вопросов, как устранение противоречий между федеральным и региональным законодательством, защита прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка, увеличение объема законодательных возможностей субъектов Российской Федерации, расширение роли субъектов Российской Федерации при назначении руководителей территориальных органов федеральной государственной власти, в осуществлении государственной внешней политики, особенно в приграничных регионах. Для решения этих задач необходимо принять соответствующие федеральные законы.

Как видим, работа предстоит непростая, но дальнейшее совершенствование власти и законодательства будет способствовать не только повышению эффективности деятельности органов государственной власти, повышению их авторитета, но и ответственности перед гражданами.

Право Северная Осетия Кубань. Северный Кавказ